В.32-Теория развития А. Н. Леонтьева. Теория псих. разв. Леонтьева- 2 м-у собой не связанных части:филогенез и онтогенез. В филогенезе психики 6 этапов:1-ый – характер-ся возникн. допсихических

Работа добавлена: 2018-07-06






В.32/Теория развития А. Н. Леонтьева. Теория псих. разв. Леонтьева- 2 м/у собой не связанных части:филогенез и онтогенез.В филогенезе психики 6 этапов:1-ый – характер-ся возникн. допсихических форм жизни,к кот.животн.и чел. не относятся;2-ой - характ.возн. чувствительности, а зн. и психики(как животные, так и люди);3-ий-возник-м перцептивности, а зн. наличием психики;4-ый-возникн-м интеллекта;5-ый- связан с возникн. сознания(только люди);6-ой-с возникн. мышления и речи.Филогенетическая теория Леонтьева показывает, в как. последовательности возникали в филогенезе разн. формы представления окружающей действительности.Основа онтогенетической теории разв-я:общепсихологическая теория деятельности.Ее структура:две взаимодейств.плоскости:внешн.(предп-т иерархию: деятельность, действие, операция, движение)и внутр.(мотив, цель, средство, условие).Деятельность определяется мотивом, действие — целью, операция — средством, движение — условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое.Леонтьев расс-т психику как интериоризованную деятельность(перенос действия извне вовнутрь), которая экстериоризуется (перенос изнутри вовне), как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания.

Леонтьев проецирует разработанную Выготским структуру возр-а на структ.деят-ти:движущ. сила развит-я - противоречие м/у потребностями ребенка и его возможностями,понятие ведущей функции заменяется на понятие ведущей деятельности, а разные виды деятельности рассматриваются как линии развития.Центральная линия развития для данного возр.-ведущий вид деятельности, а побочные — остальн. виды деятельности, которые в других возрастах становятся ведущими.

Человек,как и животн., рожд-ся с определ-ой врожденной организацией видового поведения. Но в процессе псих.раз-я происх. присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей.Если источником псих. раз-я реб. явл-ся чел. культура, то движущ. силами этого процесса служат возраст. изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взр-ми и возраст.изменения его деят-ти.Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический характер,оно развив-ся в ходе общественной истории. Поэтому в кажд. историч. эпоху ребенок по-разному включен в отношения взрослых и закономерности его псих. раз-я также истор-и изменчивы.Культура, как общий источник псих.разв-я, реб-а выступает в этой св.функции только тогда, когда реб. выполняет деятельность, напр-ую на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Реб. должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности. Присвоение—процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения.Воспроизводящая деятельность определяет псих-ое развитие реб-а на каждом возр. этапе. Но формир-ие воспроизводящей деят-сти и соотв-их способностей происходит у реб. только при постоянном его общении со взрослыми и др. детьми.В ранних формах общение ребенка с другими опосредствовано не словом, а предметом; отношение же к нему ребенка первоначально опосредствовано прямыми предметными действиями взрослого (напр., взр-ый приближает к реб-у как.-либо вещь, к кот. тот тянется). Напр., овладение мал.реб-ом умением пить из чашки определяется не столько ее свойствами самими по себе, сколько действиями взр-го, кот.поит ребенка.Таким обр., взр-ый строит у ребенка нов. функциональную двигательную систему.Действия самого реб-а обращены не только на предмет, но и на присутствующего при этом взрослого. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, речевым общением.Для понимания развития психики ребенка необходимо изуч.проц. интериоризации (т.е.преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями)т.к. содержание развития ребенка-это присвоение им достижений истор-го развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена. Выработать и выполнить эту деятельность реб.может во взаимодействии и общении со взр.,т.е. во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. И это присвоение требует перехода от развернутых вовне действий к действиям в вербальном плане, и наконец, постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций, умственных актов. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Главным внутр. противоречие псих. разв. реб-а - противоречие м/ду необходимостью и потребностью осуществления как.-л. деятельности и отсутствием тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть ребенком многосторонне и цельно реализована. Это противоречие разрешается,когда ребенок начинает выполнять эту деят-сть за счет средств другой, но сходной деятельности, — в процессе же ее осуществления эта деятельность создает свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на ее основе у ребенка развиваются соответствующие способности. Содержание и форма ведущ. деят-ти(в ней возник. и дифференцируются др. виды деят-ти, перестраиваются основные психич. процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на дан. стадии ее разв-я). зависит от конкретно-исторических условий развития реб. В зависимости от возр-та вед.виды д-сти: эмоционально-непосредств.общение младенца со взрослыми; орудийно'-предметная д-ть реб. раннего возр.; сюжетно-рол. игра дошкольника; учебн. деят. в младш. шк. возр.; интимно-личностное общение подр-в; профес-но-учебн. д-сть в ранней юности. Смена ведущ. типов деят-ти подготавливается длительно и связана с возникновением нов. мотивов, кот. формир-ся внутри ведущ. деят-ти, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. выявл общих и специфич закономерностей псих. Развития аномального реб в сравнении с нормально разв

2. Предмет макроекономiки. Эконом. теория изучает поведение участников общ-го пр-ва (субъектов рынка) в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей в жизненных благах. Эк. теория состоит из 2-х разделов: микроэкономика, включающая проблемы хозяйств

3. Особенности развития научных знаний на этапе «преднауки» - развитие научных знаний в Средние века. Теория двойственной истины. Рецептурность научного знания

4. . Порядок работы органов управления по делам ГО ЧС и командира части ГО по орг-ции работ связанных с обезвреж

5. Экономическая теория ВОУД

6. Теория мотивации человеческих потребностей

7. Экономическая теория ответы к тестам

8. Общая теория занятости процента и денег1936.

9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2014-2015 уч.

10. Электромагнитная теория света. Шкала электромагнитных волн. Явление интерференции. Классические опыты по наблюдению явления интерференции. Интерферометры.Электромагнитная теория света. Шкала электромагнитных волн. Явление интерференции. Классические опыты