В теории принятия решений предполагается что каждое лицо принимающее решение имеет некоторую систему пре

Работа добавлена: 2018-07-05






Основные особенности выявления системы предпочтения ЛПР. В теории принятия решений предполагается, что каждое лицо, принимающее решение, имеет некоторую систему предпочтений, из которой оно исходит при рациональных действиях. Подсистемой предпочтений ЛПР будем понимать совокупность обычно не структурированных его представлений, связанных с достоинствами и недостатками сравниваемых решений. Предпочтения ЛПР структурируются, выявляются и формализуются, как правило, в ходе специальных исследований. Эти исследования опираются на результаты когнитивной психологии (науки, изучающей особенности человеческой системы переработки информации). Эксперименты показывают, что в задачах ПР существует как бы граница возможностей человека, определяемая через число критериев, количество оценок на порядковых шкалах критериев. В пределах определенных значений этих параметров большинство испытуемых успешно (с малым числом ошибок) справляются с задачей. При превышении этих пределов никто из испытуемых уже не справляется.

В соответствии с моделью различают три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Виды памяти отличаются временем удержания и объёмом запоминаемой информации.

Сигналы из внешнего мира поступают в сенсорную память, где хранятся 1/3 секунды. Далее в кратковременную память, где информация хранится до 30 секунд. А затем информация либо стирается, либо помещается в долговременную память. Последнюю можно представить как большое хранилище, где данные могут хранится неограниченно долго.

Основное внимание уделяется кратковременной памяти, в которой, по мнению большинства психологов, и осуществляется ПР. Содержание кратковременной памяти отождествляется с содержанием сознания человека, т.е. то, что контролируется человеком.

Для информации, хранимой в кратковременной памяти, важнейшей характеристикой является объём – количество одновременно хранимых структурных единиц. Эта память ограничена:  структурных единицы – блок информации, который мы способны сразу и целиком распознать, закодировать и запомнить. Его величина и содержание зависят от конкретного индивида. В качестве структурной единицы может быть буква, сложный целостный образ без детализации и др. Человек сам образует эти структурные единицы. После того как эти единицы заданы – объём их ограничен.

Исследования поведения людей при решении многокритериальных задач принятия решений позволяют составить представление об их возможностях при выполнении тех или иных операций. Наиболее распространенные операции можно разделить на три группы:

  1. по ранжированию критериев;
  2. по сравнению значений критериев;
  3. с многокритериальными альтернативами.

Операции можно разделить на сложные (С), при которых человек (ЛПР, эксперт) может допускать противоречия или использовать упрощенные стратегии, и допустимые (Д), выполняемые человеком с малым числом противоречий.

Оценки степени сложности указанных трех групп элементарных операций:

Наименование операций

Оценки сложности

1. Назначение весов критериев

1. Сложная операция

2. Упорядочение критериев по важности.

2. Допустимая операция

3. Сравнение двух альтернатив по одному критерию.

3. Допустимая операция

4. Определение  изменения  одного  критерия,   эквивалентного изменению другого.

4. Сложная операция

5. Назначение вида зависимости полезности объекта от оценок по многим критериям.

5. Сложная операция

6. Сравнение двух альтернатив по многим критериям и выбор наилучшей.

6. Сложная операция

7. Сравнение целостных образов двух альтернатив.

7. Допустимая операция

При выявлении системы предпочтения может наблюдаться противоречивость в высказываниях ЛПР. Как обнаружить противоречивость? Один из важных способов - это проверка на транзитивность (основное правило логического вывода). Оно формулируется следующим образом. Пусть А,В,С — сравниваемые альтернативы. Тогда: если AB и  BC, то AC; если A~B и B~C, то A~C; если AB и B~C, то AC .

Построение решающих правил. Решающее правило представляет собой принцип сравнения векторных оценок и вынесение суждений о предпочтительности одних по отношению к другим. Оно может быть задано в виде аналитического выражения, алгоритма или словесной формулировки. Упорядочение множества А с помощью некоторого решающего правила и использование свойств отображенияF позволяет осуществить переход к упорядочиванию непосредственно альтернатив на множестве S. Решающие правила, используемые в многокритериальных задачах, можно разделить на эвристические и аксиоматические. При эвристическом подходе решающее правило представляет собой способ свертывания критериев. При этом возникает необходимость в определении некоторых параметров свертки.Аксиоматический подход основан на использовании теории полезности, авторам которой являются Нейман и Мрагенштерн. Его отличают строгость, высокая точность. Но этот подход предполагает хорошее знание ЛПР решаемой задачи. ЛПР должен обладать четкой структурой предпочтений. Это более трудоемкая группа методов.

Общая схема решения многокритериальных задач принятия решений . Построение моделей многокритериальных задач принятия решений является сложной процедурой, состоящей из формализованных и неформализованных этапов. Этапы этой процедуры обусловливаются элементами многокритериальной модели, а последовательность этапов и виды возможных итераций - взаимосвязями элементов (рис.), результаты упорядочивания анализируются (этап 9). Может выявить недостоверность ими ЛПР. Тогда исследуются причины неудовлетворенности. Такими причинами могут оказаться, например, выпадение из анализа какого-либо допустимого варианта решения (альтернативы), неполнота набора критериев, используемых в модели и т.п. В процессе построения и исследования многокритериальной модели участвуют три группы лиц: ЛПР, аналитик и эксперты. Аналитик осуществляет организацию процесса принятия решения. Его участие необходимо на всех этапах. Эксперты привлекаются на тех или иных этапах по усмотрению ЛПР или аналитика. Без привлечения ЛПР в принципе могут быть выполнены лишь два этапа, построение решающего правила (этап 7) и упорядочение на его основе вариантов решения (этап 8).

          С

          Т

  В     И

  Х     М

  О     У

  Д     Л

          Ы

Сенсорная память

рительные

Слуховые

.

.

.

Тактивные

регистры

Кратковременная память

Процессы ПР

выход

реакция

Долговременная память

да

нет

1. Анализ проблемной ситуации. Выявление целей. Постановка задачи, определение её типа.

2. Формирование множества альтернатив.

3. Формирование множества критериев.

4. Разработка оценочных шкал.

5. Оценка альтернатив по шкалам критериев.

6. Выявление системы предпочтений ЛПР. Выявление противоречий

7. Выбор решающего правила.

8. Упорядочивание альтернатив.

9. Анализ результатов упорядочивания.

10. Анализ результатов удовлетворяет ЛПР?

11. Анализ причин и установление вида необходимой коррекции.

12. конец




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Методы принятия решений на основе аналитико-сетевого процесса. Аксиома №1 связана с обратными значениями.

2. Линейное уравнение определяет на плоскости некоторую пряму

3. тематичность обучения: каждое звено общего среднего образования не должно познаваться учениками изолиров

4. Второй способпередачи сеансового ключа заключается в использовании специального трехфазного протокола (предполагается, что отправитель А и получатель В имеют открытые ключи обмена

5. Решение эллиптических уравнений

6. тема. Волновое уравнение и его решение.

7. Анализ решений

8. Разработать систему электроснабжения

9. Противодействие проникновению в информационную систему.

10. Принятие решений в условиях неопределенности