-13 лет рост свойств внимания замедлен и разнонаправлен.

Работа добавлена: 2018-07-05






  1. Когнитивное развитие подростков.

Увеличение продуктивности долговременной и кратковременной памяти. Снижение продуктивности образной памяти. Вербальная занимает ведущее положение. Увеличение объема памяти за счет логики и осмысления. Рост произвольности памяти. Память организована, регулируема, управляема. Изменение приемов запоминания.

Увеличение объема, устойчивости, избирательности внимания. Произвольность и подконтрольность. В 10-13 лет рост свойств внимания замедлен и разнонаправлен. В 13-16 лет ускоренный рост продуктивности свойств внимания.

Речь становится более сложной. Научные термины, сложный синтаксис, частое и точное употребление абстрактных и метафорических выражений.

Способность к абстрактному мышлению. Развивается аналитико-синтетическая деятельность. Формируются отвлеченные понятия (физические, математические). Продолжают развиваться конкретно-образные компоненты мышления — способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания в конкретных образах и представлениях.

Пиаже: 7-11 лет — период конкретных операций, 12-15 — формальных операций (дедуктивного мышления).

13-14 — некоторое замедление интеллектуального развития.

  1. Специфика проявления самосознания в подростковом и юношеском периодах.

Переход от детства к взрослости. Качественная перестройка. Смена ведущего типа деятельности с учебы на межличностное общение.

Физиологическое новообразование — половое созревание.

Психологическое новообразование — комплекс взрослости.

Проблема акселерации—ретардации в развитии (самооценка).

Реконструкция телесного образа Я, построение половой идентичности.

Подростковый комплекс: чувствительность к оценке своей внешности, самонадеянность и безапелляционность в отношении других, противоречивые качества, нигилизм.

Формирование направленности личности. Вырабатывается независимая система эталонов. Осознание своей особенности. Переориентация на внутренние оценки. Интерес к мыслям других. Переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. Наиболее полно влияют на самооценку родители и одноклассники.

Новообразование — способность к рефлексии родительского мнения.

Деятельность опосредуется самосознанием.

Чувство взрослости. Желание, чтобы относились как к взрослому. Стремление к самостоятельности. Собственная линия поведения. Большая восприимчивость к нормам, ценностям и способам поведения.

  1. Классические исследования кризиса подросткового возраста (по Л.Ф. Обуховой).

Теория рекапитуляции Стенли Холла (1904). Детство — эпока охоты и собирательства. Подростковый — эпоха романтизма. Взрослость — развитая цивилизация.

Противоречия: активность приводит к изнурению. Веселость сменяется унынием. Уверенность переходит в застенчивость. Эгоизм — альтруизм. Высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями. Страсть к общению — замкнутость. Тонкая чувствительность — апатия. Живая любознательность — равнодушие. Страсть к чтению — пренебрежение. Стремление к реформаторству — любовь к рутине. Увлечение наблюдениями — бесконечные рассуждения.

Культурно-психологическая концепция Эдуарда Шпрангера (1924). Три типа развития отрочества:

  1. Резкое, бурное кризисное течение. Отрочество — второе рождение. Новое «Я».
  2. Плавный рост.
  3. Активное и сознательное самовоспитание.

Новообразования: открытие Я, рефлексия, индивидуальность.

Шарлотта Бюлер (1931). Психическая пубертатность — созревание особой биологической «потребности в дополнении». Физическая. Переходный возраст: прелюдия к психической пубертатности (10-12), негативная фаза (11-13 у дев., 14-16 у мальч.), позитивная фаза (юность) — открытие новых ценностей, любовь к дополняющему «ты», переживание природы.

Г. Гецер. Признаки перехода от негативной к позитивной фазе: стадия мечтательности, повышение продуктивности у девочек, у мальчиков тоска по другу.

Уильям Штерн. Подростковый возраст как этап формирования личности. Типы личности: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный. Серьезная игра.

Поиск идентичности по Эриксону. Идентичность — открытие своего Я, самооформление, самооценка, самонаблюдение и самовыражение. Задачи развития: обретение чувства времени и непрерывности жизни, развитие уверенности в себе, принятие половой роли, эксперименты с разными социальными ролями, выбор профессии, формирование системы ценностей, поиск идеологии.

Варианты развития идентичности по Джеймсу Марсиа: неопределенная идентичность, предрешенная идентичность, психосоциальный мораторий (кризис самоопределения), зрелая идентичность.

Пиаже. В 11-12 возникает новая форма эгоцентризма — наивный идеализм — стремление изменить мир.

Дэвид Элкинд — подростковый эгоцентризм: феномен воображаемой аудитории, личный миф, сфокусированность на себе.

Выготский. Группы интересов: эгоцентрическая доминанта (к собственной личности), доминанта дали (дальняя перспектива), доминанта усилия (тяга к сопротивлению), доминанта романтики (стремление к приключениям).

Эльконин. Основное противоречие — тенденция к взрослости. Ведущий тип деятельности общение со сверстниками. Новообразования — самосознание, чувство взрослости.

Божович. Меняется содержание и структура мотивов. Формируется нравственное мировоззрение. Самоопределение.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Определение понятия «внимание». Основные виды внимания. Функции внимания. Способы активизации внимания

2. ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОСТ И РАЗВИТИ

3. В XXI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению систе.

4. Пед. коррекция РДА. 1. форм. акт взаимод с педагогом 2. корр. специфич недоразвитие восприятия, моторики, внимания, речи, мышления

5. Психика имеет несколькоуровней,отличающихся друг от друга по степени ясности и осознанности своего содержания. Это областибессознательного, сознания, отчетливого, ясного сознания (или внимания)инадсознательного.

6. Определение свойств журнала аудита событий безопасности

7. Независимость всех физических свойств механических оптических и т.

8. Определение свойств операционной системы Windows 7. Работа с файлами и каталогами

9. Общностью и совокупностью свойств товара устанавливаемых при товароведческой оценке опред

10. -семантическая схема построения производных слов отвлеченная от их конкретных свойств.