Диалектика – (от искусства вести беседу) - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом метод мышления.

Работа добавлена: 2018-07-04






Диалектика – (от искусства вести беседу)  - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом метод мышления.

Диалектический метод рассматривает действительность в непрерывном развитии (тезис-антитезис-синтез), противоречивую (состоящую из различных сторон), целостную и взаимосвязанную.

Метафизический метод – характерен для идеалистического направления философии – «неизменные, застывшие, навсегда сформированные предметы, подлежащие исследованию один за другим без взаимосвязи между ними». Размышления при таком методе полярны, да-да, нет-нет. (Энгельс)

ФрэнсисБэкон– основательэмпиризма:

– два пути познания:догматический иэмпирический; ученый, придерживающийся догматического метода, напоминает паука, который «ткет паутину из самого себя», создает умозаключения, оторванные от жизни; ученый, который следует эмпирическому методу, пытаясь накопить максимум фактов, напоминает муравья, нерассудительно тянущего к муравейнику все, что попадается на его пути. Истинный метод познания заключается в умственной переработке материалов, которые дает опыт. Ученый, который придерживается такого метода, напоминает пчелу, собирающую сладкие соки из цветов.

Классический диалектический метод – теоретическая основа. Теория диалектики признавала в природе, обществе и человеческом мышлении помимо специфических закономерностей наличие 3х фундаментальных законов, 3 законов теоретического материализма. (Гегель)

Современная нелинейная диалектика придает большее значение придает изменяющейся действительности, но не пытается снять противоположности, напротив, выявить как можно больше разнообразных, противоположных сторон действительности, которые считаются равноправными. (Карл Раймонд Поппер – что такое диалектика? - постпозитивизм)

Зенон Элейский, основатель диалектики, разработал апорий – опровержение противника путем поиска противоречий в его аргументации, опровержение противоположоногго тезиса являлось доказательством защищаемого тезиса.

Софисты – умозаключения с сознательной ошибкой в целях сознательного обмана, или упражнения в остроумии и находчивости.

Субъективная диалектика (Сократ).

Закон –это объективная, общая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью.

І.Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, признающийвнутренний источник движения и развития в природе, обществе и познании.

Противоположность– философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга.

Отношение между противоположностями, их единство и борьба являетсяпротиворечием, которое представляет собой источник любого движения и развития. Противоположности не изолированы друг от друга. Единство, совпадение противоположностей и означает, что они взаимопорождают друг друга, одна без другой не существуют.

Борьба противоположностей означает, что противоположности не только взаимообуславливают, но и взаимоисключают друг друга, и, взаимодействуя, сталкиваются между собой, вступают во взаимоборьбу, которая может принимать различные формы.

Единство противоположностей представляет собой:

их взаимополагаемость, то есть то, что противоположно действующие стороны не только отрицают, но и взаимно обусловливают одна другую, нередко составляя единство целого; если исчезает одна сторона противоречия, –  вторая перестает существовать;

между противоположностями имеет место определенное совпадение, их взаимопроникновение, тождественность в тех или других моментах, тенденциях;

– они могут взаимно переходить одна в другую, и в этом наиболее полно проявляется их тождественность.

Закон единства и борьбы противоположностейсуть, ядро диалектики:

Методологическое и мировоззренческое значение закона единства и борьбыпротивоположностей состоит в том, что он позволяет:  выявлять противоречия объекта;

оценивать характер, степень зрелости противоречия, его место и роль в системе;

управлять процессом разрешения противоречий.

ІІ.Диалектика не только раскрывает внутренний источник развития. Формулируязакон взаимного перехода количественных изменений в качественные, она объясняет также, как происходит это развитие.

Любой предмет имеет определенноекачество, которое отличает его от других предметов, и определенноеколичество, которое характеризует его относительно величины, объема, веса и тому подобное.

Качество выявляет присущую вещам специфику, определенность, что тождественно с их бытием и отличает их от других предметов в определенной системе связей.

Количествохарактеризует степени развития; это отношение качественно тождественных предметов как дискретных единиц определенного множества. Эта категория отображает общее и однородное в качествах предметов и явлений, благодаря чему они оказываются сравнимыми.

Существуют не качества, а предметы, которым присущи качества, ведькачества неотъемлемы от реального существования самого предмета.

Количественные изменения:

1)не приводят к внезапному изменению качества предмета или явления.

Мера это определенный интервал количественных характеристик или изменений, в границах которого может существовать надлежащее качество.Изменение количества в границах меры не приводит к изменению качества, однакопри переходе меры предмет прекращает быть  тем, чем он есть.

Мера отображает закономерную взаимосвязь качественной и количественной определенности предметов и явлений объективного мира. Выход количественных изменений за пределы меры данного явления – возникновение нового явления, следовательно, новой меры – является закономерным процессом развития природы, общества и познания;

2) количественные изменения носятотносительно медленный, скрытый,подвижный, непрерывный характер.

Качественные изменения:

1)всегда сопровождаются коренными изменениями предметов и явлений и переходом их в другое качественное состояние;

2) они происходятрезко, открыто, скачкообразно, в виде решающего перехода от старого качества к новому; они носят прерывный характер.

Скачокэто сам процесс перехода из одного количественного состояния вдругое, смена старого качества новым. В период скачка старое качество еще существует, но уже и не существует, оно исчезает, а новое качество еще не существует, но уже и существует, ибо именно в это время происходит его становление.

Формы скачков разнообразны и зависят от природы развивающегося явления, а также от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное превращение.

По скорости протекания во времени различаются скачки, которые продолжаются миллионные доли секунды, например, в ядерных реакциях, и те, которые продолжаются несколько тысяч и даже миллионов лет, в процессе возникновения, например, жизни на Земле, возникновения человека и его сознания.

В зависимости от того, в которой мере изменяется структура и сущность предмета или процесса, выделяются скачки большого масштаба, когда качественные изменения охватывают весь процесс, меняют все его существенные стороны, и скачки меньшего масштаба, когда происходят изменения некоторых существенных свойств (переход от промышленного капитализма к империализму связан с изменением некоторых черт капитализма, но не изменил природы этого уклада вообще).

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные имеет большое мировоззренческое иметодологическое значение:

▪ этот закон позволяет выявлять количественную и качественную определенность, меру объекта;

▪ он дает возможность оценивать рождающееся новое, форму скачка с учетом конкретных условий;

▪ позволяет управлять качеством, количеством, мерой практически необходимого состояния явления.

ІІІ.Если закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает закономерности образования всего качественного разнообразия мира, закономерности непрерывного изменения старого новым в процессе развития, если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренние источники самодвижения всех явлений природы и общества, тозакон отрицания отрицания:

1)выявляет направление развития, показывает, в котором направлении он идет, какова общая тенденция развития;

2) раскрывает преемственную связь между различными стадиями развития, между старым и новым, между  отмирающим и рождающимся; этот закон показывает, в которой форме и как осуществляется взаимосвязь процесса развития между старым и новым;

3) раскрывает формы поступательного развития и демонстрирует, что развитие идет не по замкнутому кругу, не по прямой линии, а имеет сложную спиралевидную форму.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, который отображаетпоступательность, преемственность, а также специфическую диалектическую форму развития предметов и явлений объективной действительности. Закон показывает, что развитие происходит не по кругу, аот простого к сложному, отнизшего к высшему.

Отрицание в учении о развитиинеозначает полного уничтожения содержания старого. Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду со сложными. Так, в живой природе наряду с высокоорганизованными животными существуют и самые простые, во-вторых, – и это главное, – в процессе прогрессивного развития новое, возникая из старого, как будто вбирает в себя все прогрессивное и ценное, что было в нем.

Закон отрицания отрицания предусматриваетсвязь, преемственность в развитии. Явление, возникающее в результате отрицания, как будто усваивает достигнутое на предыдущей стадии и в то же время является чем-то новым, становится богаче по содержанию. Благодаря этому развитие природы, общества и познания – это не топтание на месте, а прогресс, движение вперед. Так, зерно дает жизнь стеблю, а оно превращается в колосок, в результате же мы имеем опять зерно, но не одно. Другими словами, здесь наблюдается как бы возврат к старому, но на новой основе.

Таким образом,диалектическое отрицание означает не простое, механическое отбрасывание старого качества, а его преодоление, котороевключает момент внутренней связи со старым, удержание и сохранение позитивного содержания старого качества и тем самым составляет условия дальнейшего развития, возможность нового отрицания.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. dilektike techne искусство вести беседу спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и ос

2. -полиса Элеи. Учение элеаьлв = новый шаг в становлении древнегреческой философии в развитии её

3. -контроль и в этом случае используют метод радиационной интроскопии радиоскопии основанный на преобразова.

4. gnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и дости.

5. Философия – это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.

6. Диалектика и метафизика как альтернативные способы мышления (модели) в научном познании

7. - приставка означающая отрицание и детерминизм философское учение отрицающее объективность причинной с.

8. hyle материя и zoe жизнь философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в.

9. determino определяю философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; п.

10. dulis двойственный философское учение исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи.