Текст как объект изучения лингвистики

Работа добавлена: 2018-07-04






    62. Текст как объект изучения лингвистики

    Сущ. много опред. понятия  Т. В Т. след-ет выдел. такие признаки, кот. отлич-т его от др. единиц. В линг-ке они  наз-ся базовые текстовые категории (БТК) – это лингвистич. св-ва Т. Сущ-т мн-во классификаций БТК, но самой извест. яв-ся класс-я, в кот. выдел-т 6 БТК: связность, цельность/завершенность, информативность, время, пространство, модальность/оценка.

     1. Связность – наличие структ.-семант. завис-тей м/у комп-ми Т.

    Связ. струк-ра осущ. за счет элементов, логически связан. м/у собой, т.е. в тексте д. присут-ть опр. логика.

    Связность теста достигается и при помощи повторов – это гл. ср-во связ-ти. Кроме них, сущ-т др. ср-ва связности – местоимения, опр. формы глаголов, имен, назыв. в Т. Связность в Т. бывает 3 уровней: долексического, лексического и постлексического.

    1 – опр. ритм Т., т.е. повтор-е звуков или значимое их отсутст-е.

    2 – повтор слов и определен. форм слова, однокорен. слов.

    3 – повтор опр. синтаксич. конструкций.

     2. Информативность - это спос-ть Т. нести опр. инфу, смысл.

    Смыслы Т. бывают явными и скрытыми. Явные смыслы раскрываются за счет значений самих слов ил раз. их сочетаний.

    Скрытые смыслы сущ-т за счет присутствия в Т. опр. нац., ментал., полит. концептов, некот. культур. явлений, т.е. того, что способ-т возникн-ю у чит-ля опр. мнения не за счет открыто назв., вербализов. слов, но и за счет > глуб. толков-я смыслов (н-р, лиса – хитрость).

    Кр. этого, в Т. м. сущ-ть так. явл-е как интертекстуальность или прецедентность, т.е. отсылки дан. текста к др. культ. Т. или цитирование Т. опр. отрывков из др. текстов.  Сущ-т разл. виды и типы интертекст-ти и прецед-ти  (термин ввел Караулов в 1986 г.) (1) цитаты и аллюзии с атрибуцией и без, центонные тексты; 2) упоминание, прямая цитация, квазицитация, аллюзия, продолжение [по Г.Г. Слышкину]).

     3. Завершенность/цельность – это исчерпаемость автор-ого зампысла. Заверш-ть сущ-т в Т. бл-ря связности, а без связ-ти Т. не м.б. заверш-ти. Т.о., сущ-т прямая связь м/у ними.

    Формы прояв-я заверш-ти различ-ся в разн-х типах Т. Н-р, в разг. Т. заверш-ть сущ-т за счет форм прощания (вербал/невербал.) В худ. Т. заверш-ть особая. Она осущ-ся за счет заглавия, эпиграфа (смыслов. инвар-та Т.), опр. концовки (н-р, в комедии обязательно в конце свадьба) или н-т, за счет эффекта обманут. ожид-я (этот прием особо часто испол-ся в искус-ве 21 века). В науч. Т. сущ-т опр. фиксир. заверш-ть – это чаще всего заключение в диплом., диссерт. раб-х. В публиц. Т. явно выраж. приемы заверш-ти не всегда сущ-т, но всегда б. присут-ть опр. смысловая заверш-ть. В офиц.-дел. Т. заверш-ть осущ-ся за счет штампов: подписи, даты, заголовка.

     4. Время – БТК, реализующаяся в сущ-и в Т. опр. врем. пластов.

    Время в РЯ хар-ся ч/з простр-во, т.е. в рус. ментальности время наблюд-ся за счет измен-я к.-л. простарнств. характ-к (время бежит, стрелки часов идут).

    Время бывает реальное и ирреальное. Реал. время – я шел, я иду; ирреал. – я бы пошел, пойди-ка!

    В соединении с пространством время образует пространственно - временной континуум.

    Время в Т. бывает 3 типов: наст., прош. и буд. Толкование этих времен в Т. различно. Так, в рус. ментальной сфере наст. время обычно не оч., хорошо, прош. вр. – «золотые деньки», а буд. вр. обычно неопределенно, но всегда прекрасно.

     Проспекция и ретроспекция  - это специф-е формы прояв-я связ-ти. Проспекция – присутст. в Т. эл-в , указ-х на дальнейшее содер-е  Т. Разновид-ю  проспекции явл-ся отсылка к затекстовой инфор-ции. Ретроспекция – отсылка к  уже названному в Т.

     5. Пространство – БТК, отличающаяся сущ-м опр. прост-ва в Т.

    В разл. видах Т. разн. прост-во.В худ. Т. пр-во и вр. образуют хронотоп.

    Пространство в Т. бывает неск. видов: реальное, ирреальное, космическое, сказочное, простр-во зазеркалья (т.е. отсут-е пр-ва как такового) и др.

     6. Модальность/оценка – это присутс-е  в Т. субьектив. начала.

    Сущ-ет явная (эксплицитная - прояв. ч/з слова) и скрытая (имплицитная – прояв-ся ч/з компон-ты, в кот. на ассоц. уровне прояв-ся оценка) мод-ть.

    В разных источниках выдел-ся и др категории (н-р, членимость).

     Т. –это объект изуч-я многих наук., всегда инфор-н, явл-ся способом закреп-я инф-ции. Т. можно изуч. с разных позиций: автора, читателя и т.д. Линг. подход  предполаг. что Т.  явл-ся  самодост-й ед-цей, это некая замкнутая сист., сущ. по своим внутр. законам. При подходе «от Т.» учит-ся верхний контекст – сумма свед. гуманит-го хар-ра, присутств-щая в сознание носителя яз.

     Теория т. сформировалась в к. 20 в. на стыке мн-ва  наук, рассматрив. Т. по-своему. Эти науки таковы: герменевтика (рассматривает отн-я автора и чит-ля Т., а также разл. толкования Т. в завис-ти от времен. хар-ки), стилистика (рассматр-т разл. стили Т. (нау., офиц-дел., разг., публиц., худож.), поэтики, прагматики и др.

    Худож. Т.  только в 20 в. стал. обладать  набором категорий, отлич. его от др текстов.

    Признаки: 1. Высок. степень субьективности - В.В. Виноградов наз-л «Образ автора» - сквозной комп-т Т. , опред-щий тип повествовой перспективы. 2. Полиинтер-ть; 3. Многозначность; 4. Особая органи-я, позвол. особые синт-кие и парадиг-кие отнош. внутр. худ. Т. 5. Явная и скрытая инфа, подтекст – иформ-ция кот-рая скрыта.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. -давать и отображать такие типы данных как текст графика анимация оцифрованные изображения видео звук реч.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России текст А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

3. Математические понятия. Методика их изучения в средней школе

4. . Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.

5. -правовые основы местного самоуправления В результате изучения данной главы студент должен: .

6. Микропроцессоры После изучения главы вы должны знать: назначение микропроцессоров (МП) и их основные функции,

7. тематизировать в каталоги то они станут доступными менее опытным разработчикам которые после изучения смог.

8. . Экономика как объект хозяйственной деятельности.

9. .Объект предмет задачи и функции педагогики.

10. на тему: Наркомания как объект социологического анализа Содерж