Словообразовательный словарь РЯ Тихонова значение.

Работа добавлена: 2018-07-04






      30. Гнездо как высшая (наи> сложная и многомерная) единица словообразования. Ступенчатый хар-р строения гнезда. «Словообразовательный словарь РЯ» Тихонова, значение.

      Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня. Общность однокоренных слов проявляется не только в плане выражения ( в наличии у них одного и того же корня), но и в плане содержания (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения).

      Существенное свойство словообразовательного гнезда – упорядоченный характер всей совокупности слов. Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место. Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях.

      В основе строения гнезд лежит принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим.  Это нашло отражение в ступенчатом характере русского словообразования:

        Кря

Кря-ка-ть

Кряк-ну-ть

Под-крякнуть

Подкряк-ива-ть

Подкрякива-ниj-е

      Границы гнезда подвижны. Гнезда м. пополняться новыми словами, причем за сравн-но короткий промежуток времени (десятилетия) в него м. войти десятки и даже сотни новообразований. И, напротив, мн. слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или выходят из него. Слова, утратившие смысловую общность, образуют раз. гнезда (белый и белье).

      В простейших гнездах (микрогнездах), кроме исходного слова – только одно производное слово (ментор – менторский).

      Чаще всего словообразов. гнездо представляет собой сложное структурное образование, состоящее из бол. числа производных.

      Обязательным компонентом словообразовательного гнезда является исходное слово. В качестве исходных слов выступают непроизводные слова. Все остальные слова гнезда являются производными.

      В качестве минимальной единицы в структуре словообразовательного гнезда выступает словообразовательная пара. Словообразовательную пару составляют производящее и производное (степь – степной).

      Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производящие и производные. Слово, замыкающее цепь, является только производным.

      В составе гнезда на вертикальной оси языка в качестве основной единицы выступает словообразовательная парадигма – совокупность всех производных одного производящего.

      СП имеют все слова, выступающие в качестве производящих. Поэтому в каждом гнезде столько парадигм, сколько слов является производящими.

      Таким образом, структура словообразовательного гнезда определяется соотношением единиц двух планов - синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане словообразовательно гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепочек, а в парадигматическом – совокупность СП.

«Словообразовательный словарь РЯ» (М., 1985) Тихонова – первый в отечественной и мировом языкознании словообразовательный словарь РЯ.

      Словарь имеет самый большой словник среди существующих в настоящее время словарей СРЯ (145000 слов).Основной единицей словаря являются семьи слов –словообразовательные гнезда. Под словообразовательным гнездом понимается совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями словообразовательной производности в синхронном ее понимании. В словаре более 12 тысяч гнезд,за пределами которыхостались одиночные слова, не образующие семьи. В словареотражена словообразовательная структура всех производных слов. В каждом производном слове выделен формант, с помощью которого оно образовано. Таким образом, в словаре описана вся словообразовательная система РЯ на базе высшей ее единицы – словообразовательного гнезда, которое играет исключительно важную роль в системной организации словообразования.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Морфемно-орфографический словарь Тихонова значение.

2. словообразование употребляется в двух значениях: обозначает словообразовательный уровень языка и раздел

3. Қазақстан Республикасы қолданыстағы заңдарының заң терминдерi мен ұғымдарының мемлекеттік және орыс тілдеріндегі сөздігі. Словарь юридических терминов и понятий действующего законодательства Республики Казахстан

4. а. Чем больше это значение тем выше чувствительность микрофона.

5. ИХ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

6. . Логика как наука её значение в деятельности судебного эксперта.

7. Великая хартия вольностей 1215г. – основные особенности и историческое значение

8. Лексическая семантика. Лексическое значение слова, его аспекты, основные типы (В.В.Виноградов).

9. . Фразеологические сращения устойчивые сочетания обобщенно-целостное значение которых не выводится из з

10. -грамм. разряды. ИП склоняемая знаменательная часть речи выражающая значение проце