Понятие и правовой статус беженцев Пока в мире существуют войны, дискриминация и социальное

Работа добавлена: 2018-07-04






Понятие и правовой статус беженцев

Пока в мире существуют войны, дискриминация и социальное

неравенство, вопрос беженцев считается актуальным для междуна

родного права. Проблема имеет длительную историю, но особенно

осложнилась в XX в., когда количество беженцев достигло огром

ных масштабов.

Впервые дефиниция«беженец»была сформулирована в 1930-е гг.

Под беженцем понималось лицо, вынужденное покидать территорию

своего государства как жертва насилия либо в случае, если государ

ство не предоставляет ему своей защиты. Это определение зафикси

ровали международные конвенции, подписанные в рамках Лиги На

ций: в частности, Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из

Германии (1938 г.).

После окончания Второй мировой войны в целях содействия

возвращению на родину перемещенных лиц и предоставления убе

жища тем, кто не мог вернуться, в 1946 г. была создана Международ

ная орган изация по делам беженцев. Позже, в 1951 г., на ее базе нача

ло свою работу Управление Верховного комиссара ООН по делам

беженцев (УВКБ ООН).

Международно-правовой статус беженцев регулируется Конвен

цией о статусе беженцев (1951 г.), протоколами, касающимися статуса беженцев (1967 г.), и другими документами, а также внутригосудар

ственными законодательными актами. Конвенция 1951 г., подготовлен

ная по рекомендации Комиссии ООП по правам человека, представ

ляет собой имеющий обязательную силу договор, участниками

которого являются 139 государств. Документ дает определение тер

мину«беженец»,устанавливает правовой статус беженцев, их права

и обязанности, запрещает высылку и принудительное возвращение

лиц, имеющих статус беженцев.

В 1995 г. в Республике Беларусь был принят Закон«О беженцах»,

действующий в редакции 2006 г. Он определяет основания и порядок

признания иностранного гражданина или лица без гражданства бежен

цем на территории страны, устанавливает экономические, социальные

и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев,

определяет основания лишения и утраты статуса беженца.

Согласно ст. 2 Закона, беженец - лицо, которое не является

гражданином Республики Беларусь и находится на ее террито

рии в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой пре

следований в государстве своей гражданской принадлежности по

признаку расы, религии, гражданства, национальности, принад

лежности к определенной социальной группе и политических

убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких

опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо,

которое, не имея определенного гражданства и находясь на тер

ритории Республики Беларусь, вследствие подобных обстоя

тельств не может или не желает вернуться в государство своего

обычного местожительства в силу таких опасений97

.

Статус беженца в нашей стране могут получить как иностранцы,

законно проживающие на территории республики и не имеющие воз

можности из-за преследований вернуться на родину, так и лица, неза

конно въехавшие в Республику Беларусь и обратившиеся в соответству

ющие органы с ходатайством о предоставлении им статуса беженца.

Белорусское законодательство предусматривает следующие ос

нования для отказа в предоставлении статуса беженца на террито

рии республики:

• ходатайство иностранца является явно необоснованным;  иностранец имеет гражданство третьего государства, на терри

тории которого он не подвергается преследованию;

• иностранец уже имеет статус беженца в другом государстве;

• иностранец покинул государство своей гражданской принадлеж

ности из опасения понести наказание за совершенные правонарушения;

• иностранец состоит в браке с гражданином (гражданкой) Рес

публики Беларусь и имеет возможность получить разрешение на по

стоянное место жительства.

Лицо может утратить статус беженца в следующих случаях:

• получило разрешение на постоянное жительство на террито

рии Республики Беларусь;

• приобрело гражданство иного государства;

• не может больше отказываться от защиты государства своей

гражданской принадлежности.

Лицо может быть лишено статуса беженца в следующих случаях:

• сообщило заведомо ложные сведения либо предъявило подложные

документы, послужившие основанием для признания его беженцем;

• создает угрозу национальной безопасности, общественному

порядку, здоровью населения Республики Беларусь.

Все указанные законодательные положения соответствуют меж

дународно-правовым стандартам в сфере защиты прав беженцев.

Беженцы на территории Республики Беларусь пользуются в ос

новном теми же правами и выполняют те же обязанности, что и ино

странные граждане. Они должны соблюдать Конституцию Респуб

лики Беларусь и законы государства, регистрироваться в органах

миграции, проходить ежегодную перерегистрацию и т. д.

По данным УВКБ ООН, статус беженца в Беларуси по состоя

нию на 1 октября 2006 г. получили 796 человек, а более 10 ООО чело

век имеют право на получение такого статуса

98

.

Мировое сообщество при содействии УВКБ ООН проводит по

литику, целью которой является сокращение числа беженцев, созда

ние условий для их проживания и репатриации. Управление содей

ствует заключению и ратификации международных конвенций о защитебеженцев, выполнению мероприятий по обеспечению правового по

ложения беженцев на территорию различных государств и т. д.

УВКБ ООН содействует выработке и поиску следующих долго

срочных решений проблемы беженцев:

• поселение беженцев на месте предоставления убежища;

• расселение беженцев в третьих странах;

• добровольная репатриация.

Наилучшим решением проблемы беженцев считается репатриа

ция - возвращение беженца в государство гражданской принадлеж

ности. Однако репатриация возможна в очень редких случаях. По

этому решению проблемы беженцев может способствовать только

грамотная политика, направленная на интеграцию в общество лиц,

покинувших свою страну.

Несомненно, что в XXI в. мировое сообщество должно будет

определить наиболее эффективные пути решения проблемы бежен

цев, продолжить изучение ее глубинных причин и добиваться улуч

шения положения беженцев.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Правовой статус —установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят

2. Право убежища. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь.

3. Понятие уголовного закона, его значение, основные черты. Строение уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиции и санкций. Толкование уголовного закона: понятие и виды.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5. Тема:Правила безопасного поведения на дорогах Направление деятельности: социальное .

6. Существуют такие системы отсчета относительно которых изолированные поступательно движущие.

7. КОНСТИТУЦІЙНО-ПРАВОВИЙ СТАТУС ГЛАВИ ДЕРЖАВИ

8. Статус истории науки и ее основные проблемы на различных этапах

9. ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

10. 62.Периодизация Великой Отечественной войны.1