Летняя практика по зоологии позвоночных Программа длястудентов

Работа добавлена: 2018-07-06






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

исследовательский государственный университет"

Факультет естественных наук

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФЕН НГУ,профессор

_____________ Резников В.А.

«____»______________ 2014 г.

Летняя практика по зоологии позвоночных

Программа длястудентов

Курс 2–й,IV семестр

Новосибирск2014

Программа ориентирована на студентовII курса факультета естественных наук, направление подготовки 060301 Биология (бакалавр). В состав пособия включены: структура курса,   программа практических занятий и экскурсий, дан перечень индивидуальных заданий, литературных источников.

Составители

Юдкин В.А., Ефремова О.В.

© Новосибирский государственный университет, 2014

Содержание

Аннотация рабочей программы

3

1. Цели освоения дисциплины

3

2. Место дисциплины в структуре ООП

3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Летняя практика по зоологии позвоночных»

4

4. Структура и содержание дисциплины

5

5. Образовательные технологии

6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8

Аннотация рабочей программы

Изучение зоологии позвоночных призвано сформировать у студентов представления о предмете, методологии и основных концепциях данной науки. Объективными такие представления могут быть лишь после ознакомления с полевым аспектом зоологии позвоночных, поскольку эта наука получает основную информацию в результате изучения животных в их среде обитания. Поэтому летняя практика по зоологии позвоночных является органическим продолжением теоретического учебного курса.

В процессе летней практики студенты знакомятся с основными методами полевых исследований (фаунистические наблюдения, количественные учеты, отлов животных, изучение бюджета времени и энергии), знакомятся с внешним видом, поведением и образом жизни позвоночных животных в природе. Для практики характерно широкое применение экосистемного подхода для освещения особенностей биологии изучаемых объектов.  Это позволяет сформировать целостное представление о положении позвоночных животных относительно других компонентов биосферы. Активное использование современных методов обработки цифрового материала позволяет студентам за время практики освоить такие подходы к анализу данных как кластерный анализ и ГИС-технологии.

Возможна реализация программы летней практики во время участия  студентов в работе экспедиционных отрядов институтов СО РАН соответствующего профиля, что дает возможность не только познакомиться с современными научными подходами к изучению позвоночных животных, но и дает возможность дальнейшей профессиональной ориентации.

Дисциплина предназначена для повышения биологической грамотности и развития навыков полевой работы и сбора биологического материала у студентов-биологов, нацелена на формирование у выпускника общепрофессиональных компетенций: ОПК-3, ОПК-6, ОПК-10, профессиональных компетенций: ПК-4.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 академических часа. Контроль проводится в форме дифференцированного зачета.

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Летняя практика по зоологии позвоночных» предназначена для студентов 2-го курса Биологического отделения Факультета естественных наук НГУ, обучающихся по специальности «06.03.01 Биология» уровень подготовки – бакалавр.

Основной целью освоения дисциплины является  ознакомление студентов с разнообразием позвоночных животных различных ландшафтов в природных условиях.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

1. Познакомиться с внешним обликом позвоночных животных и создать представления об их анатомическом, морфологическом и экологическом разнообразии.

2. Научиться распознавать позвоночных в их среде обитания.

3. Рассмотреть связи анатомических и морфологических особенностей животных с их образом жизни.

4. Сформировать представления о таксономической и экологической структурах населения позвоночных животных основных ландшафтов юга Западной Сибири.

5. Познакомиться с основными методами полевых исследований и получить элементарные навыки работы с отдельными группами позвоночных.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Летняя практика по зоологии позвоночных» является базовой частью профессионального цикла ООП по направлению подготовки «020400 Биология», уровень «Бакалавр».

Дисциплина «Летняя практика по зоологии позвоночных» опирается на следующие дисциплины данной ООП:

Результаты освоения дисциплины «Летняя практика по зоологии позвоночных» используются в следующих дисциплинах данной ООП:

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Летняя практика по зоологии позвоночных»:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

-иметь представление о составе позвоночной фауны различных ландшафтов в пределах Новосибирской области, России, материков Земли;

-знатьметоды проведения полевых исследований (прямые наблюдения, оценка численности, сбор коллекционного материала);

-уметь организовать и выполнить полевые исследования, анализировать  получаемую информацию, обрабатывать, обобщать и систематизировать результаты выполненных работ, делать заключения и составлять отчеты.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2  зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя  семестра

трудоемкость

(в часах)

(по неделям семестра)

(по семестрам)

Практическая работа

Зачет

1

Знакомство с методиками полевых исследований

4

6

2

Экскурсии в природу

4

42

Проверка полевых дневников

3

Выполнение индивидуального тематического задания

4

12

Проверка полевых журналов

4

Обработка полученных данных, подготовка отчета

4

12

Конференция

5

Зачет

4

Дифференцированный зачет

Итого

72

Рабочий план

Темы занятий и экскурсий

1

Знакомство с техникой безопасности на летней практике. Методы полевых исследований. Правила документирования научной информации. Получение полевого оборудования.

2

Методы изучения мелких млекопитающих, рептилий, амфибий. Подготовка канавок и установка цилиндров.

3

Методы изучения и учета птиц. Экскурсия по городу диффузного типа.

4

Позвоночные открытых пространств. Экскурсии в открытые суходольные луга и степи.

5

Позвоночные лесов. Экскурсии в лес, лесопарк и перелески.

6

Водные и околоводные позвоночные. Методы изучения рыб. Экскурсии в долину ручья, малой речки, на берег озера, на низинные открытые болота.

7

Выполнение индивидуального задания. Обработка полученных данных. Оформление отчета

8

Конференция. Зачет

Примеры индивидуальных заданий:

1. Составление фаунистического списка герпетофауны и териофауны района работ.

2. Изучение суточной активности птиц у гнезда.

3. Изучение суточной активности птиц в районе колонии чайковых.

4. Изучение суточной активности животного в вольере или садке.

5. Маршрутный учет птиц.

При любом самостоятельном задании из двух выделенных на это дней при благоприятной погоде весь первый световой день (а при наблюдении в вольере круглосуточно) проводятся наблюдения. Второй день группы посвящают обработке данных и по возможности докладу своих результатов перед другими студентами.

Образцы вопросов для подготовки к дифференцированному зачету.

1. Методы оценки численности земноводных.

2. Специфика и способы учета пресмыкающихся.

3. Учеты птиц. Оценка численности, плотности.

4. Методы оценки численности млекопитающих.

5. Наблюдения за позвоночными в природе. Способы наблюдений. Основные правила.

6. Морфологические и экологические адаптации позвоночных к обитанию в различных ярусах леса.

7. Роль горных млекопитающих-эдификаторов в биогеоценозе.

8. Экологические группы птиц околоводных пространств.

5. Образовательные технологии

Летняя практика проходит в режиме занятий теоретического (лекции) и практического характера (в том числе в природе), чередующихся с экскурсиями. Практика предусматривает наблюдение за животными в природе, в вольерах, рассмотрение чучел и черепов позвоночных, знакомство и работу с полевым оборудованием. Выполнение индивидуальных заданий предполагает работу в коллективе и носит элементы научно-исследовательской деятельности (постановка целей и задач работы, наблюдение за биологическими объектами, оформление научной документации, анализ полученной полевой и лабораторной биологической информации с использованием современных компьютерных программ, оформление результатов работы в отчете, организация конференции).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При подготовке к экскурсиям, практическим занятиям, индивидуальной работы студенты могут использовать рекомендованные преподавателем литературные источники и Интернет-ресурсы, а также любую доступную справочную литературу, программное обеспечение и базы данных.

Формами текущего контроля при прохождении летней практики по зоологии позвоночных являются контроль посещаемости, полевой дневник (у каждого студента), полевой журнал (один на группу студентов, выполняющих общее индивидуальное задание), письменный отчет, доклад на конференции.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а)основная литература:

Юдкин В.А., Ефремова О.В. Зоология позвоночных. Учебная полевая практика: методическое пособие. – Новосибирск, Изд-во НГУ. – 2008. – 122 с.

б)определители:

Балацкий Н.Н. Гнезда птиц юга Западно-Сибирской равнины.– Н.: Наука-Центр, 2009.  –131 с.

Кузнецов Б. А. Определитель позвоночных животных фауны СССР: В 3 ч. – М.: Просвещение, 1974.

Мягков Н. А. Атлас-определитель рыб: Кн. для уч-ся.  – М.: Просвещение, 1994. 282 с.

Нельсон Д. С. Рыбы мировой фауны / науч. ред.: А.М. Насека, А.С. Герд.— Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009 .— 876 с.

Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1977. 415 с.

Павлинов И. Я., Крускоп С. В., Варшавский А. А., Борисенко А. В. Наземные звери России: Справ.-определитель. – М.: изд-во КМК, 2002. 298 с.

Рябицев В. К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2 т. / В.К. Рябицев. – Москва, Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014.(Т. 1. – 438 с; Т. 2. – 452 с)

Швецов Ю. Г., Виноградов В. В. Определитель млекопитающих Приенисейской Сибири и сопредельных территорий. – Красноярск: РИО ГОЦ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 116 с.

в)дополнительная литература:

Ошмарин П. Г.Занимательные соседи: Рассказы о животных / РАН .— М. : Наука., 1996.— 92 с.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с ОС ВПО, принятым в ФГАОУ ВО Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению «06.03.01 Биология. Бакалавр».

Авторы:

Юдкин Владимир Алексеевич, д.б.н., доцент кафедры общей биологии и экологии ФЕН НГУ

Ефремова Оксана Владимировна, ст. преподаватель кафедры общей биологии и экологии ФЕН НГУ

Программа одобрена на заседании кафедры общей биологии и экологии " 13 "  мая2014 г.,  протокол заседания № 2

Секретарь кафедры, к.б.н.,_____________А.М. Бывальцев




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Летняя практика по зоологии беспозвоночных Учебно-методический комплекс

2. .Пчти 250-летняя зависимость от Орды имела далеко идущие последствия для исторической судьбы России.

3. Показатели миграции этнической миграции населения: теория и практика

4. Тифлопед это система научных знаний об образовании лиц с нар зрения. Азбука для незрячих – Броиль Предметомявляется теор и практика спец образования лиц с нар зрения

5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.ДВ2 Экономика

6. ТЕМА: Программа dobe Photoshop

7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.10 Молекулярная биология

8. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Государственная служба в РФ»

9. рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БЗ.В.20 Органическая химия

10. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Финансовое право»