. Современный русский литературный язык основные особенности литературного языка время существованиПре

Работа добавлена: 2018-07-06






1.  Современный русский литературный язык, основные особенности литературного языка, время существованиПредметом изучения курса является современный русский литературный язык.Под современностью языка понимается,что язык является средством общения русского народа  и др. национальностей в настоящее время (90-е гг.20ст.).В лингвистической литературе понятие совр.рус.языка иногда употребляется в более широком смысле и вкл. временной период от Пушкина до наших дней.Творцом и основным носителем  языка явл-тся народ.В обработке общенародного языка принимают участие и гос-ные деятили,изв.писатели и поэты,лит-ные критики,работники радио и телевидения,редакторы журналов и газет,препод.вузов.Он широко используется в производственной ,научной,публистической,официально-деловой и бытовой сфере.Соврем.рус.лит.яз.,как и всякий высокоразвитый язык,выступает в 2-ух основных разновидностях-письменной и устной. Письменная разновидность лит.яз-это язык произведений худож.лит.,научных работ,офмциально-деловых бумаг и т. д.(для его характерно использываение сложных предлож.,вводных слов).Устная-это,как правило,непосредственный разговор,беседа,где используется более простые по структуре предложения,разговорно-бытовая и просторечная лексика. Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый.Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.Признаки литературного языка:1) наличие письменности;2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Норми-рованность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;5) относительная устойчивость;6) распространенность;7) общеупотребительность;8) общеобязательность;9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества. Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости.Литературный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические иакцентологические нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

2.  Лексика русского языка с точки зрения происхождения.Изучив теоретический материал о лексике русского языка с точки зрения его происхождения, можно сделать следующие выводы: во-первых, этимологические исследования слов, ведущих свою историю с глубокой древности, дают возможность восстановить многие моменты быта, культуры, экономики древних народов, обогащая историю, этнографию и другие науки; во-вторых, пополнение русской лексики шло по двум основным направлениям: новые слова создавались из имеющихся в языке словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок); новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономических, политических и культурных связей русского народа с другими народами; в-третьих, особое место в составе русской лексики среди славянских заимствований занимают старославянские слова, или старославянизмы. Это слова древнейшего славянского языка, хорошо известного на Руси со времен принятия христианства; в-четвертых, заимствования из неславянских языков началось еще в VIII-XII вв., основными источниками заимствования явились латинский, греческий, тюркский, германский и французский языки;

3.  Диалектная, жаргонная, профессиональная и терминологическая лексика.Диалектные слова-это слова,присущие народному говору,группе говоров или наречию и отсутствующие в литературном  языке.Выделяются  следующие типы  диалектизмов: собственно лексические,лексико-фонетические,лексико-словообразовательные, лексико-семантические и этнографические,фразеологические диалектизмы,фонетические диалектизмы,граммотические диалектизмы.Жаргонная лексика и арготизмы (ограниченная социально)От лексики диалектной и профессиональной отличаются особые слова, которыми отдельные социальные группы людей по условиям своего общественного положения, специфики окружающей обстановки обозначают предметы или явления, уже имевшие в литературном языке названия. (первоначально обозначал воровской язык) Особенно много жаргонизмов возникло до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка путем привнесения специфических элементов и тем самым несколько отделить людей своего круга от остальных носителей национального русского языка. Социально ограничено употребление терминологической и профессиональной лексики, используемой людьми одной профессии, работающими в одной области науки, техники. Термины и профессионализмы даются в толковых словарях с пометой "специальное", иногда указывается сфера употребления того или иного термина: физ., медиц., матем., астроном. и т. д. Каждая область знания имеет своютерминологическую систему.Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки.В составетерминологической лексики можно выделить несколько "слоев", различающихся сферой употребления, особенностями обозначаемого объекта.1. Прежде всего это общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом: эксперимент, адекватный, эквивалент, прогнозировать, гипотетический, прогрессировать, реакция и т. д. Эти термины образуют общий понятийный фонд различных наук и имеют наибольшую частотность использования. 2. Различаются и специальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; например в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, местоимение; в медицине: инфаркт, миома, пародонтит, кардиология и пр. В этих терминологиях концентрируется квинтэссенция каждой науки. По выражению Ш. Балли, такие термины "являются идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык" 1.Терминологическая лексика, как никакая другая, информативна. Поэтому в языке науки термины незаменимы: они позволяют кратко и предельно точно сформулировать мысль. Однако степень терминологизации научных трудов неодинакова. Частотность употребления терминов зависит от характера изложения, адресации текста. К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. В отличие от терминов - официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как "полуофициальные" слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п. Например, в речи полиграфистов используются профессионализмы: концовка- 'графическое украшение в конце книги', усик - 'концовка с утолщением в середине', хвост - 'нижнее наружное поле страницы', а также 'нижний край книги', противоположный головке книги.Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы - узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны, скажем, в многотиражных отраслевых газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги. Отдельные профессионализмы, нередко сниженного стилистического звучания, переходят в состав общеупотребительной лексики: выдать на-гора, штурмовщина, текучка. В художественной литературе профессионализмы используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.

4.  Русская лексика с точки зрения активного и пассивного запаса.Проникновения в обиход новых слов и утрата старых является постепенным и длительным процессом, поэтому в словарном составе языка всегда одновременно сосуществуют 2плата слов: активный словарный запас и пассивный словарный запас. В активный  словарный  запас  входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков старелости.(дом,земля,работа,хлеб,дышать,жить,красивый,сильный,добрый и т. д.)    Кпассивному   запасу  слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности  и  также не употребляются повседневно. Таким образом, слова  пассивного   запаса  делятся, в свою очередь, на устаревшие  и  новые (неологизмы).Те слова, которые вышли из  активного  употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением   понятий,   которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр  и  др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны  и  понятны носителям языка, но  активно  ими не используются. В современном языке к ним обращаются лишь в том случае, когда нужно назвать вышедшие из употребления предметы, явления, например в специальной научно-исторической литературе, а также в языке художественных произведений с целью воссоздания той или иной исторической эпохи.

5.  Полисемия и омонимия. Типы омонимов. Паронимы. Антонимы и синонимы.Полисеми́я— многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.(каменный дом-каменное сердце; золотой браслет-золотые волосы) Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия — это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности, ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство.Омо́нимы— разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка. Например: Коса — у девушки на голове; коса — орудие для покоса; лук — растение; лук — оружие. В рус. яз. выделяются омонимы лексические, морфологические, фонетические.Пароними́я— сходство слов-паро́нимов по форме при различии по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого.  Например адресат — адресант.Среди паронимов значительное место занимают сущ.прилаг.гл.Пример сущ: абонемент — абонент; орудие — оружие; прилагательное: жестокий — жёсткий; праздный — праздничный;глагол: слышать — слушать; уснуть — приснуть.Анто́нимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Примерысинонимов в русском языке: смелый -храбрый-мужественный-отважный

6.  Способы образования переносных значений слов.Производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. Переносное значение может становиться главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены эмоционально-оценочными, ассоциативными и другими факторами воздействия.

7.  Фразеология. Типы фразеологизмов по степени спаянности компонентов.Фразеология-раздел языкознание, изучающий устойчивые словосочетания, их структуру, происхождение и употребление в языке; совокупность устойчивых идиоматических выражений. Некоторые языковеды  к фразеологизмам относят также пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы.Выделяется три типа фразеологизмов(единиц)1. Фразеологические сращения — устойчивые сочетания, обобщенно-целостное значение которых, не выводится из значения составляющих их компонентов(бить баклуши,попасть впросак) Фразеологические сращения могут включать в свои состав устаревшие слова и грамматические формы: шутки сказать (не шутку), сыр бор разгорелся (не сырой), что также способствует семантической неразложимости оборотов2. Фразеологические единства — устойчивые сочетания, обобщенно-целостное значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употребленных в образном значении: зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, держать камень за пазухой, В отличие от фразеологических сращений, утративших в языке свое образное значение, фразеологические единства всегда воспринимаются как метафоры или другие тропы. Так, среди них можно выделить устойчивые сравнения (как банный лист, как на иголках3. Фразеологические сочетания — устойчивые обороты, значение которых мотивировано семантикой составляющих их компонентов, один из которых имеет фразеологически связанное значение: потупить взор (голову) (в языке нет устойчивых словосочетаний «потупить руку», Прилагательное щекотливый означает "требующий большой осмотрительности, такта", но возможности его сочетаемости ограниченны: нельзя сказать «щекотливое предложение», «щекотливое решение». Фразеологические сочетания нередко варьируются: насупить брови — нахмурить брови; затронуть чувство гордости — задеть чувство гордости; одержать победу — одержать верх; Эту классификацию фразеологизмов часто дополняют так называемые фразеологические выражения, которые также устойчивы, однако состоят из слов со свободными значениями, т.е. отличаются семантической членимостью: Счастливые часов не наблюдают; Быть или не быть; Свежо предание, а верится с трудом. В эту группу фразеологизмов относят крылатые выражения, пословицы, поговорки

8.  Лексикография. Основные типы словарей.Лексикогра́фия— раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Словарь- это книга собранных слов, расположенных в определенном порядке(чаще в алфавитном), с толкованием слова на том же языке или с переводом на др. язык.

Различаются словари двух типов:энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых словарях объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях: Большая советская энциклопедия, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, политический словарь, философский словарь. Во вторых, объясняются слова, толкуются их значения.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т.е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т.п.), и одноязычные.Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов Словари сокращений и словари линвистических терминов Словари сочетаемости (лексической), грамматические словари и словари правильностей (трудностей) Словари языка писателей и словари эпитетов Словообразовательные, диалектные, частотные и обратные словари , Толковые словари Фразеологические словари

9.  Русская орфография. Основные принципы русской орфографии.Орфография представляет собой систему правил написания слов, научно обоснованных и утвержденных гос-вом. Орфография также называется раздел языкознания, устанавливающий и изучающий эти правила. Русская орфография-это система правил написание слов. Она состоит из 5 основных разделов: правила передачи звуков буквами; слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написание слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.

Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней и окончаний. Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:написания имен существительных женского рода с конечным шипящим: рожь, ночь, мышь, вещь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения (новь, метель, тень, кровать, тетрадь и т.д.);написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (брить, верить, писать и т.д.);написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: создается единообразное внешнее оформление императива (исправь, откинь, отбрось, отмерь и т.д.).Помимо морфологического принципа, который является основным в русской орфографии, применяются такжефонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, раз-, низ-, чрез-, через-. Конечный звук [з] в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме: бездушный - бестолковый, возглавить - воскликнуть, издать - истолковать, низвергать - ниспослать, разбить - расформировать, чрезмерный - чересседельник. К фонетическим написаниям относится написание приставок рос- под ударением и рас- без ударения: роспись - расписка. Также написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов: поджог (имя существительное) - поджёг (глагол), бал - балл, кампания - компания, Орел (город) - орел (птица).Наконец, существуют еще традиционные, или исторические, написания Примером может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и после ц: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.Слитные, полуслитные и раздельные написания связаны со сложными словами разных частей речи (существительными, прилагательными, числительным, местоимениями, наречиями), с повторением слов, с написанием иноязычных приставок и т.д.

10. Русская графика.Слово графика обозначает начертание букв того или иного алфавита. Графикой также называют науку о письме, устанавливающую способы обозначения звуков буквами, звуковые значения букв, правила чтения букв. В экономной, рационально построенной идеальной графике: 1)за каждым звуком должна быть закреплена определенная буква, не должно быть букв, не обозначающих звуком; 2)одна буква не должна обозначать сочетание звуков; 3)каждый звук не должен обозначаться сочетание букв; 4)каждая буква во всех случаях своего употребления должна означать один и тот же звук, а не разные звуки.В современном русском языке звук [j] имеет два варианта произношения.В основном своем значении он выступает в положении перед гласным: яма — [jа]ма, ель — [jэ]ль, ёлка — [jо]лка, знают — зна[jу]т. В положении конца слова или конца слога звук [j] несколько редуцируется, становится кратким, приближаясь по своему звучанию к гласному [и], однако не совпадая с ним: пойте, сарай, сойка. На письме особой буквой и обозначается только второй вариант произношения звука [j]. В немногих заимствованных словах буквой й обозначается и начально-слоговой [j]: йог, йоркшир и др.Если же звук [j] находится перед гласным, то он не обозначается самостоятельной буквой. В этом положении (перед гласным, в начале слова и между гласными) сочетание звука [j] и гласного передается на письме одной буквой: я — [ja], е — [jэ], ё — [jo], ю — [jy].Если звук [j] стоит после согласного звука перед гласным, то перед буквами е, ё, ю, я пишутся буквы ъ или ь: объезд, бьёт, пятью. Не следует, однако, считать, что в подобных случаях буквы ъ и ь обозначают звук [j]. Буквы ъ и ь лишь указывают на то, что следующие за ними е, ё, ю, я необходимо читать не как [э, о, у, а], но как [jэ, jo, jy, ja].Обозначение мягкости согласныхВ нашем письме парные твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одним и тем же значком.Для различения твердых и мягких согласных используется два ряда гласных букв: а, о, у, э, ы указывают на то, что предшествующая согласная обозначает твердый звук; я, е, ё, и, ю указывают на то, что предшествующая согласная обозначает мягкий согласный звук (вал — вял, нос — нёс, тук — тюк, сэр — сер, был — бил). Кроме того, для обозначения мягкости широко используется буква ь: возьму, польза, путь.Согласные же звуки [ж, ш, ц, ч, ж', ш'], выступающие в языке либо как твердые ([ж, ш, ц]), либо как мягкие ([ч, ж', ш']), независимо от того, какой гласный следует за ними, читаются соответственно только твердо или только мягко: жар — жир, шоры — шел, цыкать — цинк, час — чист, щука — щит. Что касается звука [ж'], то он специального буквенного обозначения не имеет: в одних случаях этот звук обозначается буквосочетанием зж: визжать, позже, в других — буквосочетанием жж: вожжи, дрожжи. В современном языке допускается два варианта чтения этих буквосочетаний — мягкий и твердый, но эти варианты чтения не определяются последующей гласной. Например, в слове жужжать пишется буква а, но буквосочетание жж можно произносить и мягко, и твердо (твердый вариант по времени возникновения более поздний). Написание букв а, о, у после мягких согласных ч, щ, так же как и написание после твердых согласных букв е, ё, и (а в заимствованных словах иногда и букв ю, я), является отступлением от принятой в русской графике системы обозначения твердости-мягкости. Таким же отступлением является и написание буквы ь в конце слова после твердых шипящих: ешь, рожь, тишь и др.

11. Основные фонетические единицы: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог /и слогораздел/,звук, фонемаФоне́тика— раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи. Начиная от наименьшей список сегментных единиц выглядит так: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт(синтагма), речевая фраза.Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Следует понимать, что синтагма это речевой такт, а не речевая фраза.Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.Слог— наименьшая единица речевой цепочки. Звук — минимальная фонетическая единица.Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

12. Ударение. Особенности ударения русского языка.

Ударение-это выделение с помощью тех или иных средств одного из слогов в составе слова или же слова в пределах речевого такта или фразы. По объекту выделение ударение может быть логическим и словесным. Логическое значение- это выделение в речевом такте или фразе одного значения. Большую роль в таком  ударении играет интонация. Словесное ударение- это выделение одного из слогов в составе слога.

13. Артикуляционная классификация согласных звуков.

При классификации согласных звуков во внимание принимаются 4 основных признака: место, образование, участие голоса и шума, а также наличие или отсутствие палатализации (смягчения).

Согласные делятся на губные и язычные. Губные подразделяются на 2 группы: губно-губные и губно-зубные. Губно-губные [б][б’][п][п’][м][м’]. Губно-зубные [в][в’][ф][ф’]. Язычные делятся на 3 группы: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные. В зависимости от этого переднеязычные делятся на зубные [д][д‘][т][т‘][з][з‘][с][с‘][л][л‘][н][н‘][ц][ц‘] и нёбные [ж][ж‘][ш][ш‘][ч][ч‘][р][р‘].К  среднеязычные относится один [j],образуемый поднятием средней части языка к твердому нёбу. Заднеязычные [г][г‘][к][к‘][х][х‘] образуются преградой , возникающей в результате сближения задней части языка с мягким нёбом.

14. Артикуляционная классификация гласных звуков.

При классификации гласных звуков учитывается: степень подъема языка; ряд (место подъема языка;  участие губ.

Участие губНегубныеГубные

               Ряд

Подъем

передний

средний

задний

Верхний

[и]

[ы]

[у]

Средний

[э]

[о]

Нижний

[а]

15. Орфоэпия. Основные особенности русской орфоэпии. Стандартные орфоэпические ошибки.

Орфоэ́пия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия — совокупность правил нормативного  произношения. Русская орфоэпия устанавливает нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм и слов иноязычного произношения, а также нормы и правила постановки ударения.

16. Позиционные фонетические процессы. Комбинаторные фонетические процессы.

Звуки подвергаются взаимовлиянию и изменяются в зависимости от места, которое они занимают в составе слова. Изменения звуков связаны с их положением или позицией в слове. Такие изменения называются позиционными изменениями. Существуют несколько типов позиционных изменений. Редукция - это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах. Выделяются две разновидности редукции:  а) количественная. Означает, что согласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: суп - супы;  б) качественная. При качественной редукции происходят такие изменения гласного, при котором он изменяет свои качества. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э: дом - дома.

17. Морфемный состав слова. Три основы слова.

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы.Морфема- это минимальная значимая часть слова. Состав слова- это сочетание его значимых частей: основы(приставка, корень, суффикс), окончание.

18. Исторические изменения в морфемном составе слова.Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой, в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем — корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы — корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление — слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,— называется опрощением. Другой пример опрощения — слово сметана.

19. Морфологические и неморфологические способы словообразования.Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемный способах образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Морфемным наз. Способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ.

20. Общая характеристика имени существительного. Лексико-грамматические разряды имен существительных.Имя существительное- самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого  По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда: нарицательные существительные — это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна; собственные существительные  — это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряды: конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда: одушевлённые, неодушевлённые.

21. Категории рода и числа имён существительных.Род существительного может быть выражен морфологически, словообразовательно, синтаксически и лексически. Морфологически род выражается системой окончаний падежных форм  ед. числа. Это основной  показатель рода имен существительных. К  мужскому роду относятся сущ.с основой на твердый согл., И. ,ед.числа нуливого оканчания (дом,рапорт,вечер); сосновой на мяг.согл.и шипящие с нулевым оканчанием  -а/-я в Р.п.,ед.ч.(фестиваль,плетень,фитиль,зять). К женскому роду относится сущ.с оканчание -а/-я в И.п.ед.ч.,кроме слов со значением лиц мужского пола, с основой на мягкий согл.и на шипящий (кроме слова путь),имеющие окончания  -и в Р.п.ед.ч.(очередь,цель,цепь,ложь). К среднему роду относятся сущ.с оканчанием  -о/-е в И.п.ед.ч.(плечо,жало,гнездо,весло)оканчание на –мя….и слово искл: дитя.

22. Категория падежа имени существительного. Типы склонения имён существительных.Категория падежа выражает отношения существительного к другим словам в словосочетании или предложении. Эта категория многочленной: в нее входят И.п, Р.п, Д.п, В.п, Т.п, П.п.. Каждый из 6 падежей имеет определенную смысловую структуру, выражает определенные отношения между словами и выполняет свойственную ему синтаксическую ф-цию.

Именительный:ЕстьКто? Что?

Родительный:НетКого? Чего?

Дательный:ДаватьКому? Чему?

Винительный:Доволен/СотворёнКого? Что?

Творительный:Доволен/СотворёнКем? Чем?

Предложный:ДуматьО ком? О чём?

23. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Отвечают на вопросы   какой? чей?   В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, подлежащим. Качественные прилагательные являются прямыми названиями различных признаков предметов. Чаще всего они представляют собой названия таких свойств и качеств, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: 1) сладкий, горький, горячий; 2)белый, синий, рыжий; 3)звонкий, тихий, шумный; 4) мягкий, гладкий, жесткий; 4) узкий, длинный, высокий и др.; обозначают свойства характера и особенности психологического склада: мудрый, добрый, коварный, любезный и др.; выражают оценку: хороший, прочный, великолепный, отвратительный и др. Такие признаки обычно проявляются в разной степени в разных предметах, могут изменяться. Ср.: очень горький, более горький, самый горький и т. п. Лишь немногие качественные прилагательные выражают абсолютный признак предмета, который является неизменным, постоянным: глухой, хромой, женатый, пеший, карий, вороной и т. п. Винительные прилагательные являются не прямыми, а опосредованными признаками предметов. Признак предмета в них указывает на разнообразные отношения к предмету (ср.: железная кровать - кровать из железа, дынный запах - запах дыни), к лицу (ср.: мамино пальто - пальто мамы, отцова шапка - шапка отца), к месту (ср.: загородная поездка - поездка за город, подземная дорога - дорога, устроенная под землей, к времени (ср.: утренние сообщения - сообщения, сделанные утром), к действию как свойству (ср.: раздвижной стол - стол, который раздвигается) и др.

24. Полные и краткие формы имён прилагательных. Степени сравнения. Склонение.

Большинство качественных прилагательных в современном русском языке имеет полные и краткие формы. Исторически  более древними, изначальными являются краткие.В настоящее время от них образуются полные. Сам  процесс образования состоит в замене родовых окончаний ед.ч. и окончаний мн.ч. полных прилагательных в И.п. окончаниями кратких: нулевым в мужском роде, -а/-я в женском, -о(-е) в среднем и –ы(-и) во мн.ч.: молодой-молод, молодая-молода, молодое-молодо, молодые-молоды. Степени сравнения их 2 сравнительная и превосходная. Формы степеней сравнения по структуре бывают 2 видов: простые и составные. Условно выделяет 3 типа склонения прилагательных: 1)склонение качественных, относительных и притяжательных прилагательных на  -ин-ын, -ов-ый, -ск-ий, -овск-ий 2)склонение притяжательных прилагательных на  -ов,-ев,-ин,-ын 3) склонение притяжательных прилагательных на –ий(j).

25. Глагол как часть речи. Инфинитив.

Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает процессуальный признак предмета и выражает его в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал?

Инфинити́в - неопределённая форма глагола, одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть.В русском языке глагол в инфинитиве принимает следующие окончания:-ть (если окончанию предшествует гласный звук, являющийся, как правило, суффиксом); например: делать, колоть, гнуть, принять.-ти (если окончанию предшествует согласный звук, являющийся чаще всего частью корня); например: пойти, нести, везти. Однако в случае неударности окончания оно и в указанном случае сокращается в -ть: лезть.В глаголах на -чь (печь, беречь, стеречь) -чь является не окончанием, а частью корня, что подтверждается при спряжении глаголов: печь — печёт, беречь — бережёт, стеречь — стережёт.

26. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Залог глагола.

Переходность и непереходность глаголов определяется на основании их отношения к объекту , т.е. по их связям с падежами. От переходных глаголов образуются страдательные причастия (решать-решаемый, прочитать- прочитанный) и возвратные  глаголы, образованные с помощью постфикса  -ся : возвращать-возвращаться, удивлять-удивляться. Глаголы  не всегда имеют при себе прямое дополнение в указанных выше формах- это непереходные глаголы: сидеть, спать, стоять, лежать, смеяться, ходить, висеть, плыть. Непереходные глаголы могут быть образованы от переходных при помощи постфикса –ся: решить-решиться, разбить-разбиться….Она хорошо поет романсы –она  хорошо поет, мы всегда побеждали врагов- мы побеждали в прошлом и будем побеждать всегда.

27. Категория вида глагола. Способы образования видовых пар.

В современном  русском языке различаются 2 вида глагола: совершенный и несовершенный. Совершенный вид глагола обозначает, что действие или состояние  достигло своего внутреннего предела, содержит указание на его начальный или конечный предел: закричать, зацвести, написать, уйти, сделать.  Глаголы совершенного вида имеют только прошедшее и будущее время: сказать- сказал, скажу. Несовершенный вид обозначает действие или состояние без указания на достижение им внутреннего предела, называет действие длительное или повторяющееся: кричать, цвести, писать, делать, идти, брать. Несовершенный вид имеет все три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Пример: говорить - говорил, говорю, буду говорить. Глаголы совершенного вида в видовой паре образуются от основ несовершенного вида с помощью чистовидовых приставок: о- (дичать-одичать), по-(жалеть-пожалеть), с-(варить-сварить), за-(душить-задушить), на-(писать-написать), у-(морить-уморить), ис-, вз-,при-, раз-. Видовая пара может  быть образована чередованием гл.суффиксов  -а/-и (отвечать-ответить). Несовершенный вид образуется  с помощью суффиксов  (-а-)ва-ыва-ива-(описать-описывать,поиграть-поигрывать).

28. Спряжение глагола.

I спряжение

II спряжение

-у(-ю)

-у(-ю)

-ешь

-ишь

-ем

-им

-ет

-ит

-ете

-ите

-ут (-ют)

- ат(-ят)

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения — I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1

хочу

хотим

2

хочешь

хотите

3

хочет

хотят

29. Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

Причастие обозначает признак  предмета по действию. Подобно глаголу, оно называет действие или состояние как процесс: читающий, читавший, читаемый, читанный. Причастие как имя прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?Причастию присущи следующие признаки глагола:1)категория вида, которая сохраняет свое значение: причастие несовершенного вида называют действия длительные, не имеющие внутреннего предела, границы (бегущий, бежавший), причастие совершенного вида называют действия недлительные, имеющие внутренний предел, границу (прибежавший, принесенный); 2)категория настоящего или прошедшего времени;  3)категория залога. Причастия имеют значения действительного и страдательного залогов. Причастия  действительного залога меют в настоящем времени суффиксы –ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-, в прошедшем времени –вш, -ш-. Для причастий страдательного залога характерно наличие Т.п.: решенная (кем?) учеником, любимые (кем?)детьми. Причастия  страдательного залога имеют в настоящем времени суффиксы –ом-ем-им-, в прошедшем времени –енн-нн-т. 4)причастия сохраняют глагольный признак переходность-непереходность. 5)причастие, как и глаголы, могут быть возвратными и невозвратными

30. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.Деепричастие — Особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?Вид:

-несовершенный — обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем — после.

-совершенный — обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Извлечь — извлёкши, присесть — присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться — умывшись, проговориться — проговорившись, разложиться — разложившись, изголодаться — изголодавшись и т. п.

31. Местоимение.Местоимения- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и кол-ва, не называя их и не определяя их содержание. Примеры: Всего знать  никто не может. Я  очень крепко верю в  чудеса, творимые разумом чел-ка. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

32. Имя числительное.Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? который? какой?. Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые (первый, второй, сотый). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

33. Наречие. Категория состояния.Наречие  — часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо. Категории состояния: 1)употребляются только в безличных предложениях 2)выступают в роли сказуемого 3)часто употребляются со связкой: Всем было радостно.

Способы образования наречий:1)Суффиксальный: быстрый – быстро; 2)Приставочно-суффиксальный: сухой – досуха; 3)Приставочный: хорошо – нехорошо; 4)Сложение: еле, еле – еле-еле, мимо ходить – мимоходом.

34. Служебные части речи.Служебные (незнаменательные) части ре́чи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица. Служебные части речи пополняются из фонда самостоятельных: напр., предлог в течение – из имени существительного; союз что – из местоимения.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов.

35. Модальные слова. Междометия и звукоподражательные слова.Модальность - грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказываемого, отношение высказывания к реальной действительности. Модальные слова- это  неизменяемая часть речи, при помощи которой выражается отношение говорящего к высказыванию. В предложении они выступают в роли вводных членов предложения. Междометия- это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, которые выражают различные  чувства, настроения и волевые побуждения, но не называют их: ах!, ого!, ура!, батюшки!, фи!, фу!, черт!, чу!, брысь!, эй!, тсс! И т.д.Они не  относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Звукоподражание-это звуки или комплексы звуков, которые являются  подражанием звучаниям живой и неживой природы (мяу, кап-кап, дзынь).

36. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы.Си́нтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы  (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.  Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

37. Словосочетание.Словосочета́ние— это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существуеттри типа связи между словами в словосочетании:

1)Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием. 2) Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

3)Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

38. Классификация предложений.Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. Различаются предложения:

1) утвердительные и отрицательные — по характеру выражаемого в них отношения к действительности;2) повествовательные, вопросительные и побудительные — по цели высказывания; каждое из предложений этих групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации;

3) односоставные и двусоставные — в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения;4)распространенные и нераспространенные — по наличию или отсутствию второстепенных членов;5)полные, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполные, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки; 6) нечленимые (слова-предложения) — при отсутствии возможности членения некоторых видов предложений, т. е. выявления в их составе отдельных членов; 7) простые и сложные — в зависимости от количества предикативных единиц (одной или нескольких).

38.Классификация предложений-подразделение предложений на раз личные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. КП может происходить по неск-м параметрам:*по целевому назначению: повествоват-е(Я пойду в школу),вопросительные(Ты пойдешь в школу?) и побудительные(Иди в школу);*по фиксации отнош. к действит-сти с точки зрения бытия:утвердительные(Я пойду в школу)и отрицательные (Я не пойду в школу);*по тому,состоит предлож.из грамм-ски членимых эл-ов(-Ты пойдешь в школу?–Еще бы.)или из грамм-ки нечленимых Я пойду в школу)эл-ов;*по наличию или отсутствию доп-й эмоц.окраски:Я пойду в школу или Я пойду в школу!;*по кол-ву предикативных единиц: простые(Я пойду в школу) и сложные(Я пойду в школу,и там у меня появится много друзей);*по кол-ву гл.членов:односоставные(Открыли новую школу)и двусоставные(Я хочу открыть свою школу);*по наличию или отсутствию второстепенных членов:распространенные(Завтра я пой ду в школу)и нераспространенные(Я пойду);*по полноте или неполноте вербального выражения смысла:полные(Я пойду в школу)и неполные (Я-в школу);*по наличию или отсутствию осложняющих предложение эл-ов(вводных слов,обращений и так далее);*по хар-ру стр-ой схемы(отражающей грамм-е св-ва предложения):Я пойду в школу;*по актуаль ному членению:Коля разбил окно,Коля разбил окно,Коля разбил окно.

39.Односоставные предложения-такие предлож,кот-е имеют один грам-й состав.Предикативность в односоставных предлож-х выражается в 1ом гл.члене,кот-й явл.его единственным организующим центром. Этот главный член не только называет определённый предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Второго состава в таких предложениях или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не создает неполноты, а является структурной особенностью этих предложений.Это предлож-я с 1м главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.Глагольное односоставное предложение:ихоотличительная особенность-бессубъектность:в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?;За окном поют;Его не проведешь;Ему было весело;Здесь не пройти.Глагольные односоставные предложения подразделяются на:*определенно-личные;*неопределенно-личные;*обобщенно-личные;*безличные;Субстантивное односоставное предложение.Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается.В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:*номинативные;*генитивные;*назывные.Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени:Ночь.Улица.Фонарь.Аптека. (Блок А.А.).Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности,усиленное эмоциональной окраской.Они м.б.распространенными:Злато, злато, сколько через тебя зла-то!

40. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Подлежащее –это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос Им-го падежа (кто? что?):а)подлежащее–это то,о чем говорится в предложении (предмет речи);б)основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).Подлежащее может быть выражено всеми частями речи:1существительным: дождь идёт;2 глаголом -Учиться всегда пригодится;3 местоимением-МЫ ехали на дачу;4 прилагательным-ВО время детского чая ВЗРОСЛЫЕ сидели на балконе;5числительным-Девять делится на три;6 междометием- далеко на площади грянуло УРА;7Наречие--ЗАВТРА не будет таким,как сегодня;8 Причастием-ПРИСУТСТВУЮЩИЕ говорили о различных делах;9Подлежащим может быть неделимое словосочетание-Дед с матерью шли впереди всех. Пятеро мальчиков играли в мяч.

41. Сказуемое. Типы сказуемого. Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. С. обозначает действие,кот.выполняет субъект,а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать?что сделать?что происходит с предметом?каков предмет?что он такое?кто он такой?Как правило,С.выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения - существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др. С.рус.яз. представлено тремя видами-простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное:1.Простое глагольное сказуемое-Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении.Например,он играет;пришел бы пораньше и др.2. Составное глагольное сказуемое-Это сказуемое строится по схеме:вспомогательный глагол + инфинитив.Все эти элементы д-ны присутствовать в сказуемом,чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов - их может быть больше.Он хочет поступить в институт.Я долго не мог с ними встретиться.Ты должен учиться.3. Составное именное сказуемое.Такое С. Сост.из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть,но можно встретить и иные связки.Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др:Погода была хорошая.Книга - верный друг.У него характер твёрже стали.Трава скошена.

42. Понятие о полном и неполном предложениях. Разновидности неполных предложений. Нечленимые предложения.Неполные предложения–это предложения,в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!»,остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например:–Ваша рота завтра назначена в лес?–спросил князь Полторацкого.–Моя.(Л. Толстой).Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение,в кот.пропущены подлежащее,сказуемое,обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

43.Второстепенные члены предложения.Определение.В рус.яз.традиционно выделяют 3 осн-х второстепенных члена:*дополнения;*определения;*обстоятельства. Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.Определение-второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования — согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) — несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). — Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение). Приложение — это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)

44.Второстепенные члены предложения.Приложение.Второстепенные члены предложения-это,члены предложения,кот.зависят от гл-ых членов предложения или от других второстепенных членов,и поясняют,уточняют или дополняют господствующие слова.Грамматические разряды второстепенных членов: *определение (и приложение как разновидность определения),*дополнение,*обстоятельство.Приложение-это разновидность определения,кот.выражено существительным,согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).Особая разновидность приложений-несогласованные приложения.Это:названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;прозвища:о Всеволоде Большое Гнездо. Одиночные приложения и определяемые словапишутся:-через дефис,если* приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).- раздельно, если*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);*приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);*в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);*первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

45. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.Второстепенные члены предложения - это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Обстоя́тельство — второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака, место, время, причину, цель или образ действия. Отвечает на вопросы: где?куда?когда?откуда?зачем?почему?сколько?как?

46. Второстепенные члены предложения. Дополнение.Второстепенные члены предложения - это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Дополнение- второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который переходит действие или по отношению к которому совершается действие, и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Бывают прямое дополнение- это дополнение в форме В.п. без предлога, которое относится к переходному глаголу. Косвенное дополнение выражается формой В.п. с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами.

47. Синкретичные второстепенные члены предложения. Понятие о детерминанте и дуплексиве.

48. Простое осложненное предложение. Однородные члены.

Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. ОСЛОЖНЁННОЕПРЕДЛОЖЕ́НИЕ — простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа. Во-первых, к ним относятся однородные чл. предложения и обособленные чл. предложения; ср.: Я купил хлеб и молоко; Геолог, он объездил всю страну, а, во-вторых, слова и словосоч., не являющиеся чл. предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия; ср.: Может быть, он дома; Летите, голуби, летите; Увы, все пропало!

49. Простое осложненное предложение. Обращение. Вводные и вставные конструкции.Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения. Пример: Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте! (уважаемая Анна Сергеевна – обращение).

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения. Пример:К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. (к счастью – вводное слово, выделяется запятой).

50. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения.Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. Обособления различны. Различаются:1)обособленные определения,2)обособленные обстоятельства,3)обособленные дополнения. Обособленные определения делятся на: -согласованные, -несогласованные.

Примеры: Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом); Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.(обособленное дополнение)

51. Общее понятие о сложносочиненном предложении.Сложносочиненное предложение- это сложное предложение, части которого однотипны, синтаксически равноправны и соединены сочинительной связью с исполнением сочинительных союзов. Сочинительные союзы  не  входят ни в одну из частей сложного предложения. Части сложносочиненного предложения связываются при помощи различных сочинительных союзов: 1)соединительные союзы: и, да, ни, тоже, также, да и, и оттого, и потому, и поэтому, и из-за, и все же, и тем не менее, и все-таки..2)разделительные союзы: или, либо, то..то, не то…не то, то ли…то ли, ли…ли. 3)противительные союзы: а, то, да, однако, зато, же 4)присоединительные предложения 5)сложно пояснительные предложения

52. Общее понятие о бессоюзном сложном предложении.Сложное бессоюзное предложение представляет собой такое предложение, части которого связаны по смыслу, интонационного или союзных слов. В составе целого сложного бессоюзного предложения его части объединяются друг с другом различными смысловыми отношениями, что отражается на особенностях интонации таких предложений. С  учетом интонационных различий выделяются следующие типы бессоюзных предложений: 1)с перечислительной интонацией, 2)с интонацией сопоставления, 3)с интонацией обусловленности, 4)пояснительной 5)присоединительной интонацией.

53. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

В русском языке представлены следующиегруппы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;2) причинные: так как, потому что, ибо;3) условные: если, коли;4) целевые: чтобы;5) уступительные: хотя;6) следствия: так что;7) сравнительные: как, словно, будто, чем;8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из

– простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

– двух простых союзов: как будто, как только;

– простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

54. Знаки препинания в сложном предложении.В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях. В предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Между ними ставится запятая в том случае, если нет второй части подчинительного союза и придаточное можно изъять без нарушения структуры главного. Например: 1) [Часа в четыре погода начала портиться], [с востока стал надвигаться туман], и, (хотя ветра ещё не было), [море сильно волновалось].

55. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь — чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты. Прямая речь не является членом предложения. Схемы:  Прямая речь после слов автора   А: «П!»

                                                                                                         А: «П?»

                                                                                                         А: «П…»

                                                                                                         А: «П».

Прямая речь перед словами автора: «П!» — а.

                                                                     «П?» — а.

                                                                     «П», — а.

Прямая речь внутри слов автора:  А: «П!» — а.

                                                               А: «П?» — а.

                                                               А: «П…» — а.

                                                               А: «П», — а.

56. Общее понятие о тексте.Урок развития речи 1 класс. Тема. Общее понятие о тексте. Цель: а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте); б) познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст; в) обучить коллективным формам работы; г) развивать речь учащихся путём использования элементов “критического мышления”, развивать умение преобразовывать деформированный текст. д) стремиться к воспитанию чувства коллективизма, уважения, взаимопомощи, чувства такта. Ход урока. I.Самоопределение к деятельности. Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал. Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. (слайд 2) -Можно ли сказать, что это стихотворение о вас? Кто из вас не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое? II.Речевая разминка: Наш Полкан попал в капкан. Нужно помочь Полкану Освободить лапу из капкана. (Слайд 3) - Прочитай скороговорку медленно. - Подумай, о чём говорится в скороговорке. - Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию, какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз. - Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её. - Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. - Произноси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе. – Прочитаем так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана. III.Постановка учебной задачи. Введение понятия «текст» на основе сопоставления текста и набора предложений. - Приходилось ли вам слышать слово «текст» - Что оно означает? - Сегодня на уроке мы с вами уточним, что такое текст, узнаем, какими признаками он обладает и как отличить текст от набора предложений. IV.Решение учебной задачи. - Прочитайте обе записи на доске.(слайд 4) а) На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану и колбасу. Ребята решили построить скворечник. б) Пудель – красивый жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину. - Попробуйте определить, где записан текст? Почему вы так решили? - О ком говорят предложения в первой записи? А во второй? - Попробуйте озаглавить первую запись и вторую запись. Вывод. Во второй записи дан текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу, рассказывают об одном и том же. К тексту можно придумать заглавие. (слайд 5 -а,б) V.Введение понятия о том, что каждое предложение в тексте имеет свои границы, путем работы с деформированным текстом.

57. Коммуникативная организация предложения. Актуальное членение предложения.

58. Русская пунктуация.Пунктуа́ция— система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного. В истории русской пунктуации по вопросу о её основах и назначении выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. . Современный русский литературный язык основные особенности литературного языка время существования.

2. .современный русский литературный язык особенности время сущ.

3. Роль языка в этническом самосознании. Этноязыковая самобытность. Генеалогическая классификация языков мира, язык и диалект, язык и культура, стандартизация и глобализм; язык, религия и народный менталитет

4. маркетинг с английского на русский язык означает: действие на рынке; В какой временной сектор.

5. Термин студент латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

6. Тема: Современный урок русского языка требования к нему.

7. Нормативность литературного произношения. Основные орфоэпические правил; СРЛЯ, их вариативность, динамичность.

8. тема знаков В настоящее время системность считается важнейшей характеристикой языка

9. Современный смысл исследования по истории науки: особенности развития научных знаний на этапе «преднауки» (Древний мир Индии, Китая, античности)

10. -ках. Особенности производства работ в холодное время.