МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Работа добавлена: 2018-06-03






МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Понятие о методах и приемах обучения

Проблема классификации методов обучения

3.Классификация методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина

  1. Понятие о методах и приемах обучения

Метод обучения (греч.) –способ, путь к достижению цели. Следовательно,в современной педагогике метод – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей (И.Ф. Харламов).

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Исходя из этого, каждый метод характеризуется тремя признаками:

реализует цель обучения

демонстрирует способ усвоения знаний учащимися

обозначает характер взаимодействия субъектов обучения

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей), которые и называютсяметодическими приемами.По отношению к методам приемы носят частный подчиненный характер.

Например, метод упражнения включает следующие приемы: демонстрация учителем применения изучаемого материала на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий, тренировка по отработке учениками умений и навыков. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Применение приемов требует соблюдения определенных правил.Правилов данном случае мы рассматриваем как нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Применение методов обучения в современной школе отражает взаимосвязь и обусловленность выбора  и эффективного использования любого метода в типичной педагогической ситуации. Необходимо отметить, что выбор методов обусловливается рядом объективных и субъективных причин, влияющих на эффективность процесса обучения. С этой точки зрения можно выделить следующиеосновные условия, определяющие выбор методов обучения:

реализация принципов обучения

цели и задачи обучения на уроке, тип и структура занятия

объем требований и содержания изучаемого предмета (в том числе темы), реализуемых на уроке

учебные возможности школьников (возрастные возможности, мотивация и активность на уроке, уровень подготовленности и работоспособности, особенности классного коллектива)

материально-технические и организационные условия обучения

мастерство учителя, характер взаимоотношений учителя и учащихся

Исходя из вышесказанного, можно заключить , что методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

2. Проблема классификации методов обучения

Классификации методов обучения является одним из сложных и дискутируемых вопросов дидактики. Классификацию мы рассматриваем как систему методов, упорядоченную по определенному признаку. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Обратимся к основным из них.

Авторы классификации

Признак классификации

Методы обучения

Н.М. Верзилин,

Е.И. Перовский,

Е.Я. Голант,

Д.О. Лордкипанидзе

Источник передачи информации и характер ее восприятия

словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и др.);

наглядные (иллюстрация, демонстрация);

практические (упражнение, опыт, трудовое действие и др.).

И.Ф. Харламов,

М.А. Данилов,

Б.П. Есипов

Характер дидактических целей и решения познавательных задач в процессе обучения

Методы подготовки к изучению нового материала, методы сообщения новых знаний, методы конкретизации и углубления изучаемого материала, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков

Ю.К. Бабанский,

В.И. Андреев

Комбинирование разных признаков

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (убеждение, внушение, рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, метод наблюдения, иллюстрации, демонстрации и др.);

методы стимулирования и мотивации учащихся (создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, поощрения и наказания, методы рефлексии, игровые методы и др.);

методы контроля и самоконтроляв процессе обучения(методы наблюдения, методы устного контроля, письменного, графического и практического контроля, тест, самоконтроля и др.)

М.И. Махмутов

Сочетание способов деятельности учителя и учащихся

Методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий и др.) и методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)

И.Я. Лернер,

М.Н. Скаткин

Характер учебно-познавательной деятельности учащихся

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

А.Н. Алексюк

Логика обучения

Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические

3.Классификация методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина

Рассмотрим более подробно классификацию методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Методы обучения

Уровни умствен-ной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объясни-

тельно-иллю-стративный (информационно-рецептивный)

1 – узнавание

Сообщение инфор-мации учителем

Восприятие и осознание знаний. Запоминание (произвольное)

Репродук-

тивный

2 – воспроизведение

Составление и предъявление зада-ний на воспроиз-ведение знаний и способов умствен-ной и практической деятельности. Руко-водство и контроль за выполнением

Воспроизведение знаний и способов действий по образ-цам, показанным учителем. Произвольное и непроизвольное запоминание

Проблемного изложения

3 – применение

Постановка пробле-мы и раскрытие доказательного пути ее решения

Восприятие и осознание проблемы Мысленное прогно-зирование логики решения проблемы. Запоминание (непроизвольное)

Частично-поисковый (эвристический)

3 – применение

4 - творчество

Постановка пробле-мы. Планирование шагов решения  проблемы. Руководство деятельностью уча-щихся (корректировка)

Восприятие и осмы-сление задания. Актуализация зна-ний о способах ре-шения сходных за-дач. Самостоятель-ное решение части задачи. Самоконт-роль. Непроизволь-ное запоминание и самостоятельная мотивировка

Исследова-тельский

4 - творчество

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Самостоятельное рассмотрение проб-лемы, планиро-вание этапов и способов исследова-ния. Самоконтроль. Непроизвольное за-поминание. Мотивировка ре-зультатов работы




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 группы методы иллюстрации и методы

2. . Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.

3. Тема 10: Производственная вибрация воздействие классификация нормирование методы и способы защиты.

4. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся

5. тема обучения включающая индивидуально-обособленную парную групповую формы обучения при преобладании пос

6. Эндодонтическое лечение. Классификация методов лечение пульпитов. Девитальные методы лечения пульпита (1-е посещение). Этап создания полости первичного эндодонтического доступа

7. Исторически л. б появились позже книжного и лекционного обучения . они вошли в программу обучения когда потребовалось усвоение накопленных предыдущими поколениями практических навыков.

8. Форма организации обучения - есть ограниченная жёсткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление

9. -объяснительного обучения студентов к деятельному развивающему.

10. Металлургия; совершенствование полученных в процессе обучения навыков.