Великая хартия вольностей 1215г. – основные особенности и историческое значение

Работа добавлена: 2018-07-04






Содержание

1. Великая хартия вольностей 1215г. – основные особенности и историческое значение

КXIII в. в общественной жизни Англии произошли важные изменения, обусловившие переход к сословно-представительной монархии.

Постепенно стерлись белые различия между англосаксонскими и нормандскими феодалами. Прежняя политическая причина возникновения сильной королевской власти перестает быть существенной. Консолидация класса феодалов порождает у баронов стремление ограничить королевскую власть, что было поддержано широкими слоями населения, страдавшего от постоянных поборов королевских чиновников, от произвольных налогов и т.п. оппозиционность проявила и церковь, недовольная монаршим произволом и конфискациями церковного имущества. В результате в началеXIII в. в Англии складывается возглавляемый баронами блок, выступавший против произвола королевской власти.

Занимавший в это время престол король Иоанн Безземельный потерпел ряд поражений в войне с Францией, где потерял большие земельные владения (отсюда его прозвище – Безземельный). Кроме того, Иоанн выступил в конфликт с Папой Римским ИннокентиемIII и был отлучен от церкви. Образование блока оппозиционных сил внутри страны и внешнеполитические неудачи значительно ослабили власть короля. Воспользовавшись этим, в 1215 г. бароны принудили Иоанна подписать Великую хартию вольностей [3, с. 180].

Великая хартия вольностей 1215 г. стала одним из древнейших памятников конституционной истории Англии.

По форме хартия, принятая под давлением целого блока разнородных общественных сил, была обращена ко всем свободным людям Англии (ст. 1). Крепостным крестьянам она не давал ничего, но число их в Англии все больше уменьшалось, в то время как число горожан, мелких вассалов и небогатых фригольдеров (свободных крестьян) быстро увеличивалось.

Для свободных хартия предусматривала закрепление суда равных; меры, благоприятствующие развитию торговли, в том числе право свободного въезда и выезда из Англии; подтверждение древних прав городов и др. Однако в большей своей части хартия была посвящена гарантиям прав феодалов. Она закрепляла права и свободы английской церкви; определяла ту службу, которую феодалы должны нести; права короля по созыву ополчения, по наследованию и т.д. Эти гарантии защищали феодалов от произвола короля и его чиновников, например, при сборе налогов, установлении наказаний.

Хартия ограничила королевскую власть в финансовой, политической и судебной областях [3, с. 181].

В финансовой области большое значение имели статьи 12 и 14 хартии, ограничивавшие свободу действий короны в установлении налогов и поборов. Статья 12 определяла, что «никакие налоги не должны взиматься иначе, как по общему совету королевства Нашего». Согласно статье 14 такой совет королевства состоял из непосредственных держателей короны – крупных английских феодалов. Совет предполагался как обычный феодальный съезд, а не представительный орган всех слоев населения. Хартия предусматривала контроль над финансами именно со стороны съезда феодалов, а не сословно-представительного органа, как это было в соответствующий период во Франции. Однако в дальнейшем статьи 12 и 14 хартии сыграют иную роль – они послужат юридической базой для возникновения органа сословного представительства – парламента.

В политической области королевская власть была ограничена предусмотренным статьей 61 хартии советом 25 баронов, избираемым крупными феодалами на тот случай, если король будет нарушать постановления хартии. Совет баронов получил право всеми средствами, вплоть до применения вооруженной силы (но не посягая на личность короля и его семьи), принудить короля выполнять постановления хартии. Эта гарантия выполнения хартии имела тоже чисто феодальный характер, ограничивая королевскую власть в пользу баронов.

В судебной области ряд постановлений хартии посвящен попыткам пресечь злоупотребления и произвол королевской администрации и королевского суда. Среди этих постановлений особое значение имели статьи 39 и 40. статья 39 гласила: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». В статье 40 было записано: «Никому не будем продавать и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их». Эти статьи, посвященные охране личных прав свободных людей и нормальному осуществлению правосудия, хотя и не распространялись на крепостных, но имели прогрессивное значение, ибо, как отмечалось, число крепостных неумолимо сокращалось, и хартия постепенно распространялась на всю растущую массу свободных крестьян и горожан.

Оценка Великой хартии вольностей сложна. В хартии отражаются и консервативные (попытка ограничить королевскую власть феодальным съездом и советом баронов), и прогрессивные (меры по развитию торговли и отправлению правосудия) тенденции [3, с. 182].

Ряд статей хартии выражает стремление английских баронов ослабить королевскую власть, закрепить и расширить феодальные привилегии. Но бароны должны были считаться и с требованиями других социальных сил, участвовавших в движении против короля (рыцари, горожане, свободные крестьяне). Хартия восприняла эти требования. И именно они оказались жизнеспособными, отражавшими назревшие потребности общественного развития. Консервативные претензии баронов будут в ходе исторических событий или отброшены (совет баронов), или модифицированы, приспособлены к новым историческим условиям (феодальный съезд). Прогрессивные же положения хартии окажут значительное влияние на дальнейшее развитие страны.

Конечно, не нужно опережать события и видеть в хартии демократические принципы, устанавливающие парламентское правление, провозглашающие неприкосновенность личности. Но борьба, развернувшаяся вокруг хартии после ее принятия, приведет к образованию в том жеXIII в. английского парламента, а в период Английской революцииXVII в. ссылки на хартию будут широко использоваться в борьбе против королевского абсолютизма (Петиции о правах 1628 г.) и при принятии важных конституционных законов.

После подписания Великой хартии вольностей борьба между английскими королями и баронами продолжалась. В этой борьбе, в конечном счете, окреп союз баронов с рыцарями и горожанами, послуживший социальной базой перехода к сословно-представительной монархии и образования органа сословного представительства – парламента. В парламент помимо баронов были приглашены по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от самоуправляющихся городов. Это становится правилом, и парламент 1925 г. получил название «образцового». Так, на смену феодальному съезду, предусмотренному статьями 12 и 14 Великой хартии вольностей, приходит парламент – орган сословного представительства [3, с. 183].

Вторая особенность истории феодального государства в Англии заключается в раннем переходе к сословно-представительной монархии. Такой переход был связан не с усилением, а с ослаблением королевской власти.

Постепенно оформляется структура английского парламента. Первоначально он не был разделен на две палаты, и бароны, рыцари, представители городов заседали вместе. Современная структура парламента устанавливается вXIV в., когда создаются две палаты: верхняя палата – палата лордов (высшее дворянство и высшее духовенство) и нижняя палата – палата общин, в которой заседали выборные представители графств и городов. Со временем право быть членом палаты лордов начинает передаваться по наследству.

С оформлением структуры парламента складывается порядок выбора членов палаты общин. В 1430 г. издается закон, определивший избирательную систему, которая (с некоторыми перерывами) существовала вплоть до избирательной реформы 1832 г. По этому закону избирательным правом в графствах пользовались лица, которые постоянно проживали в данном графстве и имели свободное земельное владение, дающее доход не менее 40 шиллингов в год. Избранными могли быть только представители дворянства. В городах не было единой избирательной системы, существовали самые различные избирательные цензы. В одних городах в выборах участвовали только члены купеческой гильдии, в других – те, кто платил городские налоги, и т.д. Примерно в то же время было установлено, что члены палаты общин должны получать плату.

Постепенно складывается и компетенция парламента. Свою деятельность парламент начал с того, что установил контроль над налогообложением. Ссылаясь опять-таки на статьи 12 и 14 Великой хартии вольностей, он добился того, что налоги не могли вводиться без его согласия. Первоначально обе палаты парламента в равной мере решали вопросы налогообложения, но к концуXIV в. решение этих вопросов перешло к палате общин. За палатой лордов осталось только право соглашаться с решениями палаты общин. Обычно палата общин устанавливала налоги на определенный срок – на 2 – 3 года, поэтому английские короли, чтобы продлить действие налогов, вынуждены были созывать парламент, который к тому же приобретает и право контролировать расходование средств из государственной казны.

Постепенно в палате общин сложился порядок, по которому вопросы налогообложения стали обсуждаться в конце парламентской сессии. Это заставило короля при обсуждении всех других вопросов считаться с требованиями, которые формулировались в парламентских петициях, принявших форму законопроекта – билля. В последующем установилось, что король мог или отвергнуть билль целиком (наложить вето), или подписать его. Какие-либо изменения в законопроект король вносить не мог. Акт, принятый палатами парламента и подписанный королем, стал называться статутом, получал силу закона. Парламент превратился в законодательный орган, чего так и не добились Генеральные штаты во Франции.

В целях усиления своего влияния на королевскую администрацию парламент вырабатывает процедуру импичмента – палата общин могла возбудить перед палатой лордов как перед высшей судебной инстанцией страны обвинение против должностного лица в злоупотреблении служебными обязанностями (незаконность или нецелесообразность действий). Парламент начал вмешиваться и в решение вопросов войны и мира – было установлено, что английские войска нельзя послать за пределы страны без согласия парламента.

Несмотря на бесспорное решение полномочий парламента, позиции короля оставались достаточно прочными. Он был главой государства, главой администрации и вооруженных сил, ведал внешними сношениями, мог вводить принудительные займы. Король приостанавливал действия статутов или освобождал группы лиц от подчинения законам. Королевские постановления регулировали отношения, на которые не распространялось действие статутов. Король мог помиловать осужденного.

В результате в Англии сложился определенный механизм взаимодействия королевской власти и парламента, который, однако, не был прочным. Между королем и парламентом не раз возникали конфликты.

2. Реформы Мейдзи в Японии

В 1867–1868 годах правительство Токугава под давлением военных ушло со сцены, и власть императора Мэйдзи была восстановлена.

После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук сегуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

     1868 г. стал разделительной чертой в Японской истории. Он отделил феодальную Японию от современной. Неоконфуцианство в эпоху Токугава было серьезной помехой на пути к созданию в Японии просвещенного современного общества. Множество проблем вставало перед императором и новым правительством. Остро стояли вопросы образования населения, необходимости создания единого национального литературного языка и достижение единства устного и письменного языков, установления нового идеологического фундамента развития страны, необходимости открытия страны для иностранцев и контакта с европейскими государствами.

Новому правительству нужна была идеологическая опора, которой и стало синто. Идея заключалась в том, что так же, как император был восстановлен в своем законном статусе главы государства, и синто могло быть реставрировано в его законной позиции как старая императорская религия и новая государственная. Престиж императора основывался на представлениях синтоистской мифологии о божественном его происхождении, и поэтому император рассматривался как данный свыше глава общенационального культа.

Внутреннюю борьбу разнородных социальных сил в пришедшем к власти буржуазно-помещичьем блоке усиливала развернувшаяся сразу после революции 1867 – 1868 гг. классовая борьба в городе и деревне. Для низших слоев горожан и крестьянства смена власти – замена сегуна Кэйки императором Мейдзи – не принесла ощутимого ослабления феодального гнета и эксплуатации. Социальный протест, особенно недовольство аграрной реформой, резко усиливается. Если в 1866 г. было 17 крупных крестьянских выступлений, то через год после ликвидации сегуната их было 48, в 1870 г. – 31, в 1873 г. – 36. в восстаниях участвуют десятки и сотни тысяч человек. Наряду с антифеодальными требованиями (снижение податей, отмена повинностей, налогов на промыслы и т.д.) развернулась борьба под лозунгом «исправления жизни» или «уравнения жизни», охватившая многие районы страны, особенно северные княжества. Правительственные войска с трудом противостояли революционной стихии. Буржуазные элементы в правящем блоке, более объективно оценивающие сложившуюся ситуацию, несмотря на противодействие феодалов, выступили с предложением проведения ряда реформ [4, с. 174].

Реформы, которые должны были удовлетворить требования двух социально полярных правительственных группировок, носили ограниченный характер.

Ликвидации феодального сепаратизма и завершению государственного объединения страны содействовали уничтожение феодальных княжеств и создание вместо них в 1870 – 1872 гг. префектур (кэн) и трех столичных префектур (фу): Токио, Киото, Осака. Создание новой административной системы, уничтожившей господство феодальных князей, было осуществлено в соответствии с интересами развития капиталистической экономики.

В марте 1872 г. были учреждены три сословия: высшее дворянство (кадзоку), в которое вошли бывшие дайме и кугэ; дворянство (сидзоку) – самурайство; простой народ (хэймин) – остальное население. Фактически самурайство не потеряло привилегированного положения. Кадры чиновничества пополнялись преимущественно из среды самурайства. Сложилась традиция, что на высшие государственные посты, руководство армией и флотом выдвигались выходцы из оппозиционного дворянства двух княжеств – Сацума и Тесю (представители Сацума занимали руководящие посты во флоте, Тесю – в армии).

В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность, нанесшая удар по монополии самурайства в военной области. В 1873 г. в Токио была открыта военная академия, готовящая под руководством французских офицеров командный состав японской армии. Английские офицеры преподавали в военно-морской академии и военно-морском инженерном училище.

Хотя армия капиталистической Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическая основа строилась на основе средневековой самурайской морали – использовался кодекс «бусидо», синтоизм и тенноизм с их культом предков и божественным происхождением императора, патернализм («офицер – отец солдата») и пр.

Наиболее значительным мероприятием правительства страны было проведение аграрной реформы в 1872 – 1873 гг. Содействуя развитию капиталистического предпринимательства в деревне, правительство стремилось укрепить положение новых помещиков и богатых крестьян, имевших в фактическом пользовании заложенные бедняками земельные участки. Объявление собственниками земли всех тех, кто владел ею к моменту издания закона, означало признание земельных сделок (закладных, дарственных и т.д.), запрещенных в период токугавского правления и означавших экспроприацию участка у крестьянина новым слоем собственников в деревне. В 1872 г. была официально разрешена купля-продажа земли [4, с. 175].

Прогрессивное значение реформы состояло в том, что она ликвидировала земельную монополию феодального класса и вводила в буржуазный принцип частной собственности на землю.

Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сегунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-дайме должны были вернуть свои земли императору, получив взамен солидные денежные компенсации. Этот процесс завершился к 1870 году. Затем страна была поделена на префектуры.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20-30 лет интенсивной «западизации» правительство прислушалось к консерваторам и националистам: в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма (включая культ императора).

Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот – по образцу британских ВМС.

Ради ускорения преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу, японских олигархий.

Огромные бюджетные траты привели к финансовому кризису середины 1880-х, за которым последовала реформа денежной системы и учреждение Банка Японии.

До Второй мировой войны быстрее всего развивалась текстильная промышленность. Условия труда на фабриках были плохими, а появившиеся либеральные и социалистические движения безжалостно подавлялись правящей группировкой Гэнро, состоявшей из ближайших сподвижников императора – новых японских «олигархов».

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро – император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь – из-за постоянных внутренних раздоров.

Конфликт между Китаем и Японией из-за раздела сфер влияния в Корее привел к Японо-китайской войне 1894-1895 годов. Японцы победили и захватили Тайвань, но западные государства вынудили их вернуть остальные завоеванные территории Китаю. Это заставило японскую армию и флот ускорить перевооружение.

Новый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привел к Русско-японской войне 1904-1905 годов. Япония выиграла и эту войну, увеличив свою территорию и приобретя международное уважение. Позднее Япония усилила свое влияние в Корее и присоединила ее в 1910 году. Эти военные успехи привели к небывалому подъему национализма.

В 1912 году император Мэйдзи умер. Эра правления Гэнро завершилась.

В то же время бедное крестьянство – наследственные держатели земельных наделов в княжествах – теперь зачастую не могли их сохранить из-за обремененности долгами, а приобретя землю, вскоре теряли ее, закладывая и продавая помещику или богатой верхушке деревни. Обезземелению крестьянина после реформы, превращению его в арендатора содействовало принятие в 1873 г. закона об изменении земельного налога. Многочисленные феодальные подати и повинности были заменены единым налогом в размере 3% от стоимости земли независимо от урожая. Вместо кокудака (подати рисом) новый налог выплачивался деньгами. Вследствие чрезвычайно высокой цены, установленной правительством на землю, он составлял почти 50% валового дохода крестьянского двора, что снова приводило к закабалению и потере крестьянином участка.

Поступления от земельного налога составляли почти 80% государственного бюджета страны. В результате половинчатой аграрной реформы, сохранившей помещичье землевладение, и высокого земельного налога не сложились условия для формирования крепких самостоятельных крестьянских хозяйств капиталистического типа. Земельные участки, полученные основной массой крестьянства, как правило, были невелики по размеру. Реформа активизировала процесс классовой дифференциации. Все возрастающее количество арендаторов, еще недавно бывших собственников, противопоставлялось богатой деревенской верхушке, сохраняющей черты полуфеодального землевладения (полуфеодальная аренда, натуральная арендная плата). Выросло число арендаторов – участников крестьянских восстаний: за десятилетие с 1868 по 1878 г. произошло 185 выступлений с числом участников, нередко достигавшим десятков и сотен тысяч.

Однако при всей ограниченности аграрная реформа содействовала развитию капиталистических производственных отношений в Японии. Высшая феодальная знать перестала быть социальной опорой правительства в деревне – ею окончательно становятся новые помещики и сельская буржуазия.

Незавершенность революционных событий 1867 – 1868 гг. в Японии проявилась во всех реформах, проведенных дворянско-буржуазным блоком. Она была определена двойственной позицией буржуазии, не боровшейся за полноту власти, а пытавшейся уступками удовлетворить своего союзника – феодалов – и отодвинуть, предотвратить революционные выступления масс, недовольных ограниченностью реформ.

Тем не менее, буржуазная революция стала важнейшим рубежом, отделившим феодальную Японию от периода капиталистического развития страны, хотя и отягощенного множеством феодальных пережитков. Объединение страны способствовало формированию японской буржуазной нации и созданию самостоятельного национального государства. Эти условия В.И. Ленин считал важнейшими при рассмотрении вопроса о том, почему Япония определила другие страны Азии в экономическом развитии по капиталистическому пути. «…В самой Азии условия наиболее полного развития товарного производства, наиболее свободного, широкого и быстрого роста капитализма создались только в Японии, т.е. только в самостоятельном национальном государстве», - писал он. Но поскольку это государство было буржуазным, оно само встало на путь воинствующего национализма и колониальной политики [4, с. 176].

3. Основные тенденции государственно-правового развития Германии во второй половине ХХ века

В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей три западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративной Республики Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую Конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию.

Новое германское государство было построено на началах федерализма. Оно объединяло 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая земля имела свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента – бундесрат (Союзный совет).

Нижняя палата (бундестаг) сохранила свою демократическую первооснову – она избирается народом. Голосование происходит по мажоритарной и пропорциональной системам. В первом случае достаточно получить относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами в депутаты, во втором – по признаку партийных списков (в парламент проходит именно то число кандидатов, которое определяется числом голосов, поданных за данный список). Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Главным законодательным органом является бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам – изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы – бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.

Главой государства Конституция провозгласила президента, избираемого на пять лет. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах.

Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и особенно в руках его председателя – канцлера. Правительство контролирует законодательство, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т. д.

Важными функциями наделен федеральный Конституционный суд, в первую очередь правом толкования Конституции и соответственно определения того, насколько принятый парламентом закон отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится предметом спора между федерацией и землями. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно.

Наиболее влиятельной партией ФРГ является христианско-демократическая. В период ее правления Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и по производительности труда. В настоящее время она входит в тройку наиболее мощных индустриальных держав мира (США, Япония и ФРГ).

Правящей партией одно время была и социал-демократическая. Но как первой, так и второй обычно недостает некоторого количества голосов для доминирования в нижней палате. В этих специфических условиях в число правящих партий выдвинулась немногочисленная партия свободных демократов (СвДП), которая претендовала и претендует на важные министерские портфели. В течение 13 лет СвДП сотрудничала как с христианскими демократами, так и с социал-демократами, но, преследуя особые цели, осенью 1982 г. свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, что вызвало правительственный кризис. Так при известных обстоятельствах малая партия, дающая численный перевес крупной партии, может играть роль, не соответствующую ее действительному влиянию в стране в целом. За распадом коалиции последовали досрочные парламентские выборы.

Конституция ГДР. Восточная Германия, занятая советской армией, по окончании войны первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В сентябре – октябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты – ландтаги. СЕПГ получила более 50% голосов на общинных выборах и 47% на выборах в ландтаги.

Далее последовали реформы социалистического характера: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т. д., что соответствовало социалистической ориентации на преобразование промышленности и сельского хозяйства. В связи с этим западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему выработать конституцию будущей ГДР. 7 октября 1948 г. Народный совет объявил о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства и преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Правительство СССР предоставило правительству ГДР функции управления, принадлежавшие советской военной администрации.

Первые общенародные выборы в законодательную палату ГДР состоялись в 1949 г. Партии, существовавшие и легализованные к тому времени, выступили с единой программой и единым списком кандидатов в депутаты. Квота, приходящаяся на каждую партию, была определена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала свое существование восточно-германская коммунистическая демократия.

В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая Конституция ГДР (1968 г.) констатировала факт ликвидации в ГДР всех форм эксплуатации человека человеком, т. е. победу социалистических производственных отношений.

С переменами во внутренней и внешней политике СССР настало время для воссоединения страны. Отсюда и бескровное воссоединение обеих Германий.

Задача

Шевалье де Эрбуа был вызван в качестве ответчика в суд в установленные сроки. Проживая в отдаленном имении, на дорогу до места заседания судебной курии он должен был потратить несколько дней. Во время этой поездки его лошадь заболела и пала. Пока он ожидал, что лошадь поправиться, пока была куплена новая подходящая по его статусу лошадь, прошла неделя. В результате шевалье де Эрбуа опоздал в суд на пять дней.

Является ли данное опоздание нарушением и будет ли шевалье де Эрбуа нести за это ответственность?

Решение

Данное опоздание не является нарушением, руководствуясь Гл.2.п59 Кутюмов Бовези:  «Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его вызывают… Человек может три раза отложить суд на 1,5 месяца (3 раза по 2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение 2 недель по извещению……»

Список использованной литературы

  1. Всемирная история государства и права: энциклопедический словарь/ под ред. А.В. Крутских. – М.: ИНФРА-М 2001. – 398 с.
  2. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов/ В.Г.Графский; РАН, Ин-т гос-ва и права. – М.: Норма: ИНФРА-М 2001. – 730 с.
  3. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И.Косарев. – М.: Норма-Инфра-М 2002. – 450 с.
  4. Кузнецов, Ю.Д. История Японии: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / Ю.Д.Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1998. – 432 с.
  5. Порьяз, А.В. Мировая культура. Средневековье / А.В.Порьяз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 479 с.
  6. Синова, И.В. История Средних веков / И.В.Синова. – СПБ.: Литера, 2006. – 158 с.
  7. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Косарева. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – 207 с.
  8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юрид. лит. 1984. – 472 с.
  9. Черниловский, З.М., Всеобщая история государства и права: учебник / З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002. – 592 с.
  10. Штокмар, В.В. История Англии в средние века / В.В.Штокмар. - СПб.: Алетейя, 2001. – 204 с.

 




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Лексическая семантика. Лексическое значение слова, его аспекты, основные типы (В.В.Виноградов).

2. Идеалы и критерии научности: основные подходы и их особенности

3. . Современный русский литературный язык основные особенности литературного языка время существованиПре

4. . Современный русский литературный язык основные особенности литературного языка время существования.

5. Объективные признаки состава преступления. Объект преступления, его сущность и значение. Виды объектов преступления. Предмет преступления. Основные и факультативные признаки объективной стороны преступления.

6. Понятие уголовного закона, его значение, основные черты. Строение уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиции и санкций. Толкование уголовного закона: понятие и виды.

7. Лекция 2 Особенности и цели макроэкономики Структура и особенности макр.

8. Словообразовательный словарь РЯ Тихонова значение.

9. а. Чем больше это значение тем выше чувствительность микрофона.

10. ИХ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.